Филармонические меломаны уже считают этот коллектив своим: он так часто и событийно присутствует в концертной жизни Москвы, что фактически стал еще одним столичным оркестром. Исполнительская стабильность и высокий градус художественного высказывания настолько убедительны, что публика просто выбирает интересные ей программы и идет слушать любимых артистов. Те, кто решил посвятить вечер Третьему концерту Прокофьева и Одиннадцатой симфонии Шостаковича, не прогадали и получили мощный заряд адреналина. Молодой харизматичный пианист Дмитрий Шишкин своей игрой напомнил о «стальных мускулах» и юношеской беспечности, свойственных Прокофьеву в годы создания концерта. Одиннадцатая симфония соткана из цитат революционных песен, но сегодня многие из них уже забылись, и слушается произведение как чистая музыка. Сладковский насытил ее такими сильными эмоциями, такой почти зримой образностью, что слушалась она как драматичнейший триллер.
Накануне концерта Александр Сладковский (АС) прокомментировал Евгении Кривицкой (ЕК) выбор программы и анонсировал планы на сезон.
ЕК Александр Витальевич, в вашем репертуаре все симфонии Д.Д. Шостаковича. Чем обусловлен выбор Одиннадцатой в данном контексте?
АС Это возможность вспомнить Натана Рахлина, которого в 1957 году вызвали из Киева в Москву, чтобы репетировать и играть мировую премьеру Одиннадцатой симфонии. В то же время, обсуждая программу к юбилею Московской филармонии с ее генеральным директором Алексеем Алексеевичем Шалашовым, мы говорили о том, что надо выбрать что-то значимое с точки зрения истории. Ну, и потом, Рахлин тогда с только созданным Госоркестром Республики Татарстан тоже сыграл это сочинение. Ровно 55 лет назад! И еще одна дата – в эти дни исполняется 115 лет со дня рождения Шостаковича. Поэтому практически ко дню рождения играем его симфонию, одну из самых роскошных, на мой взгляд.
ЕК Наряду с Седьмой, «Ленинградской», в советское время Одиннадцатая симфония считалась одной из главных симфоний Шостаковича, поскольку была посвящена революции 1905 года. Как вы считаете, теперь для публики важно понимание идеологической подоплеки, знание цитируемых песен и вообще сам сюжет, который тут заявлен?
АС Зная хотя бы поверхностно, как композитора постоянно уничтожали, можно представить, что с его стороны это была попытка реабилитации – чтобы его оставили в покое. И он абсолютно гениально, как фокусник, этими мелодиями играется. В его оркестровке эти все, казалось бы, известные революционные песни превращаются в какой-то взрыв вселенского масштаба, в красочную феерию, необычно увлекательную. Я давно пытался подступиться к этой музыке, но раньше серьезно ее не воспринимал. Лишь когда стал писать бокс-сет всех симфоний Шостаковича для фирмы «Мелодия», то погрузился в особенный мир ее образов и прочувствовал, как филигранно композитор работал с этими цитатами. И еще один фактор: тогда, в 2017 году, мы Одиннадцатую симфонию записали, но публично так и не исполнили. Теперь настал момент.
ЕК С вами выступает новый для ГСО РТ солист – Дмитрий Шишкин.
АС Он один из самых перспективных молодых пианистов. С Дмитрием Шишкиным мне доводилось уже выступать вместе с Российским национальным оркестром. Мне запомнился тот концерт, так что выбор не случайный.
ЕК Вы постоянно находитесь в эпицентре необычных творческих событий. Только что вы принимали участие в проекте к грядущему 150-летию Скрябина.
АС Я благодарен телеканалу «Культура» и лично Диане Александровне Хомутовой, которая пригласила меня записать Третью симфонию, «Поэму экстаза» и Фортепианный концерт Скрябина с еще одним интересным пианистом – Андреем Гугниным. Мы сделали аудиозапись в студии ГДРЗ, а потом в павильоне «Космос» на ВДНХ состоялось беспрецедентное концертное выступление, которое снималось на 40 камер, с участием дрона, крана. С постановочной точки зрения это было нечто неслыханное, сродни вселенскому масштабу музыки Скрябина. Мы четыре дня занимались этим проектом, а в начале 2022 года, в день рождения Скрябина 6 января планируется показ этих съемок. Будет и еще один интересный проект: пианисты Андрей Коробейников и Андрей Гугнин едут в Дубну, чтобы там в коллайдере записывать фортепианные сочинения Скрябина. С технологической точки зрения это прорыв в подаче симфонической музыки.
ЕК Планируете ли вы в Казани отмечать юбилей Скрябина?
АС У нас проходит ежегодный Рахманиновский фестиваль «Белая сирень». И я решил включить Третью симфонию Скрябина, поставив ее вместе с Третьей симфонией Рахманинова. Они перекликаются между собой, как и их создатели – два этих гения, родившиеся с разницей в один год. Я с огромной радостью сыграю Скрябина в Казани, тем более что, готовясь к записи, я проиграл его симфонию с Госоркестром Татарстана, и музыканты уже «в материале». Это будет совершенно новая страница в нашей истории, так как оркестр очень давно не прикасался к Скрябину.
ЕК Кстати, в программе Органного фестиваля, который пройдет в марте, также запланирован «Прометей» Скрябина. Так что 150-летие композитора будет отмечено серьезно. А, возвращаясь к космической теме, я вижу, что она найдет развитие и во втором концерте персонального абонемента в КЗЧ?
АС Да, прозвучат «Планеты» Холста вместе со Скрипичным концертом Бриттена, где будет солировать Алёна Баева. Ноты «Планет» мне подарили друзья – привезли из Лондона. Красиво, изящно и сильно сделанная партитура, начиная с первого номера – воинственного Марса, планеты бога войны. Музыка, ее ритм завораживают с первых звуков. Это и публике интересно, и любому оркестру важно иметь в репертуаре. Хочется объять необъятное или хотя бы как минимум охватить главные партитуры. «Планеты» – это уже классика XX века.
ЕК Среди проектов сезона – встреча с великолепным сопрано Альбиной Шагимуратовой.
АС Мы остановились с ней на «Семи песнях последних лет» Малера. Альбина только что обратилась к творчеству этого композитора, а мы, хотя и переиграли почти все его симфонии, но эти песни не исполняли. Мне все время хочется узнавать что-то новое, «переживать» и делиться этими открытиями с публикой.
Мы приступим к изучению малеровского цикла загодя: наметили несколько дней в конце января, чтобы спокойно вместе с певицей отрепетировать, погрузиться в нюансы замысла композитора. А затем уже встретимся в марте, в Концертном зале имени П.И.Чайковского.
ЕК Содружество с Альбиной Шагимуратовой длится уже не первый год?
АС Мы выступаем вместе регулярно. Это золотая звезда Татарстана, певица мирового масштаба, и я горжусь нашей дружбой. Впервые мы встретились с Альбиной давным-давно в Петербурге, когда она принимала участие в одной из постановок Оперного театра Санкт-Петербургской консерватории, а я только что возглавил его и дирижировал тем спектаклем. А потом уже в Казани, когда я стал руководителем ГСО РТ, один из первых концертов состоялся с ее участием. И за эти годы мы многое сделали, разные программы, никогда не повторяясь.
ЕК Открывая сезон в конце августа, вы приехали на традиционный open air «Казанская осень» на мотоцикле, слегка эпатировав слушателей. Какие еще виды транспорта вам подвластны?
АС Из последних моих достижений – я получил права на квадроцикл и снегоход.
ЕК Требовалось сдавать специальные экзамены?
АС Конечно. А до этого я получил морские права, а начал с вождения транспорта «категории А» – мопедов и мотоциклов. Пандемия не прошла даром и дала мне шанс реализовать мои детские фантазии. Пока была изоляция, я имел возможность поразмышлять в тишине, на природе, и пришел к тому, что не надо откладывать на завтра то, о чем мечтал всю жизнь. Конечно, сесть в 55 лет на мотоцикл – это авантюра, но хотелось сделать что-то невероятное. И мне это удалось.
ЕК Какой марки ваш мотоцикл?
АС Начинал я с BMW, с довольно простой модели, но теперь я приобрел Harley-Davidson очень крутой сборки. Все мы помним Шварценеггера, который ездил в «Терминаторе-1» на знаменитом Fat Boy. И теперь такая же модель есть у меня. Недавно меня приняли в клуб Harley-Davidson – его отделения существуют во всем мире. В Казани нас всего 9 человек, и в следующем году есть планы сделать пробег вглубь по России. Я очень горжусь, что теперь принадлежу к этому братству.