Теодор Курентзис и Владимир Юровский возвращаются в Московскую консерваторию, Большой театр принимает конкурс молодых оперных певцов Operalia, Константин Богомолов дебютирует в балете, а на Урале отмечают прошедший юбилей Леонида Десятникова
Юлия Чечикова, музыкальный журналист |
В последних числах сентября в Санкт-Петербурге стартовал осенний тур оркестра musicAeterna: вместе с Теодором Курентзисом, а также с дирижером Фёдором Леднёвым коллектив сделает остановку в Москве, прежде чем отправиться в Европу. При этом помимо основной концертной программы musicAeterna намерена представить различные образовательные инициативы и альтернативные проекты. Стать неотъемлемой частью культурной жизни таких городов, как Москва, Гамбург, Вена, Париж, Люцерн, – такова теперь миссия оркестра.
Публика Санкт-Петербурга, где базируется коллектив, первой услышала новую, предельно лаконичную, но не лишенную концептуальности программу, составленную Курентзисом из двух крупных сочинений. Идея диалога между композиторами прошлого и настоящего в целом не претендует на оригинальность – подобный прием используют многие дирижеры, подогревая тем самым интерес слушателя к музыке, которая создается здесь и сейчас. Однако пьеса, представляющая актуальное искусство, – «Анафора» Алексея Ретинского, первого композитора-резидента musicAeterna, – написана по заказу и именно для того, чтобы быть исполненной вместе с Пятой симфонией Густава Малера. Для Курентзиса Малер – пожалуй, главный автор конца XIX – начала XX века, и погрузиться в образный мир его Пятой симфонии со всеми ее драматическими контрастами и странным жизнеутверждающим финалом означает стать ближе к разгадке тайны, почему это произведение обладает такими сильными связями с современностью. На эту тему, кстати, пройдет публичная дискуссия (3 октября, Рахманиновский зал Московской консерватории) с вице-президентом Международного общества Малера – Ренатой Штарк-Фойт.
Очередной визит Владимира Юровского в Москву связан с важной датой – ровно 85 лет назад состоялось первое выступление ГАСО. Несмотря на то, что официально дирижер передал художественное руководство Василию Петренко, его сотрудничество с оркестром продолжается: в самом начале сезона он уже успел дважды выступить с Госоркестром, правда, на небольших площадках – в столице и в подмосковной Истре. Программа обоих концертов частично повторится в октябре в Большом зале консерватории: Двадцать третий концерт Моцарта, в котором в сентябре солировала Вера Алмазова – пианистка ГАСО, сыграет лауреат международных конкурсов, представитель нового поколения российского исполнительского искусства Дмитрий Шишкин.
Говоря о программе, Юровский акцентирует внимание на «обратной связи-преемственности» между такими композиторами, как Стравинский, Дебюсси и Моцарт: «Есть очень тонкие музыкальные нити, соединяющие всех трех авторов. Можно даже нащупать некоторые прямые тональные и гармонические связи между тремя сочинениями этого вечера – “Весной священной”, “Послеполуденным отдыхом фавна” и Двадцать третьим фортепианным концертом. Меня также привлекает их различный удельный вес “аполлонического” и “дионисийского”». Юровский обещает исполнить «Весну» максимально приближенной к варианту 1913 года – очищенной от огромного количества инструментальных ретушей и добавок позднейших редакций.
Международный конкурс молодых оперных певцов, учрежденный Пласидо Доминго, возвращается в Москву. Удачно было выбрано время проведения Operalia: столичные театры и концертные площадки уже открыли новый сезон, и на сегодняшний день пока не идет речи об угрозе введения жестких антиковидных мер. Начинающие певцы со всего мира в возрасте от восемнадцати до тридцати двух лет прошли предварительное прослушивание Operalia, и из сотни заявок жюри отобрало тридцать четыре. Это конкурсанты из США, Южной Кореи, Франции, Италии, Испании, Дании, Бельгии, Украины и других стран. Россию представляют девять участников. В разные годы победителями Operalia становились такие артисты мировой оперной сцены, как Соня Йончева, Аида Гарифуллина, Лиза Давидсен, Притти Йенде, Эрвин Шротт, Энтони Рот Костанцо.
В прошлом сезоне Константин Богомолов отметился постановкой оперы Бизе «Кармен» в Перми. Как это и свойственно всем спектаклям нынешнего худрука Театра на Малой Бронной, резонанс был велик – во многом по причине сильно искаженного сюжета. Все, за что берется Богомолов, претит каноническому прочтению, и «Кармен» не исключение. На сей раз режиссер-провокатор дебютирует в балете – вместе с молодым хореографом Максимом Севагиным он представит «Ромео и Джульетту» Прокофьева. В команду создателей спектакля вошли также дирижер Тимур Зангиев, сценограф Лариса Ломакина и художник по костюмам Игорь Чапурин.
Идея создания новой версии одного из самых значимых балетов XX века обсуждалась еще три года назад. Совершенно очевидно, что публике не стоит ждать от Богомолова и Севагина следования тексту. «Это будет совершенно новый подход к известной пьесе, – говорит худрук балетной труппы МАМТ Лоран Илер. – Интересно, что может получиться из классического спектакля при сотрудничестве талантливого молодого хореографа и очень яркого неожиданного режиссера. Любая постановка – это всегда риск, но это и шанс. И это в духе Станиславского – предлагать новые вещи».
Анна Гордеева, балетный критик |
В Екатеринбурге готовится мировая премьера четырех балетов сразу – четверо хореографов решили поставить одноактовки на музыку Леонида Десятникова. Проект L. A.D. – общее детище продюсерского агентства JokerLab (его ведут к успехам солист Мариинского театра Александр Сергеев и продюсер Екатерина Барер), театра «Урал Опера Балет» и фонда M.ART.
Задумывался проект к 65-летию композитора, но прошлогодняя премьера отменилась. Теперь он станет поздравлением к 66-летию – и не будет от того менее бодр. Четыре нескучных хореографа, масса дивной музыки и Алексей Гориболь в качестве музыкального руководителя постановки – все обещает успех. Мариинский артист, на глазах вырастающий в значительного хореографа (полученная в этом году «Золотая Маска» за «Русские тупики-2» в «Мариинке» – тому свидетельство), Максим Петров ставит «Три тихие пьесы» (используя «Титры» из музыки к фильму «Подмосковные вечера», «В честь Диккенса» и «Вариации на обретение жилища»). Артист МАМТ Максим Севагин сочиняет для L.A.D. «Безупречную ошибку», взяв «Как старый шарманщик» и «Элегию». Артист Венской оперы Андрей Кайдановский, уже создавший себе неплохую репутацию и в России, и в Европе, предложит публике взглянуть на «Праздник уходящих» (вальс из музыки к спектаклю «Живой труп» и «Эскизы к “Закату”»). И, наконец, Вячеслав Самодуров представит «Дар», в котором прозвучит одноименная кантата Десятникова на стихи Гавриила Державина. За сценографию и костюмы проекта отвечает Мария Трегубова, а за свет – Константин Бинкин. После екатеринбургской премьеры программа будет показана 4 ноября в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Дягилев P. S.», и уже после этого, возможно, в Москве, но московская премьера еще не подтверждена.