Время слепого веселья и подкрадывающейся катастрофы События

Время слепого веселья и подкрадывающейся катастрофы

В разделе «Оперетта/мюзикл» основная борьба развернулась между тремя спектаклями двух режиссеров

У Алексея Франдетти – мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (на
фото)
в театре на Таганке и оперетта «Микадо, или город Титипу» в Екатеринбургском театре музыкальной комедии. У Филиппа Разенкова – «Безымянная звезда» (Новосибирский музыкальный театр). Триумфатором стал «Суини», получивший три «Маски»: как лучший спектакль, а также за режиссуру и лучшую мужскую роль (Петр Маркин, исполнитель заглавной роли).

Действительно, спектакль яркий, необычный, и по всему было заметно, сколько сил и средств в него вложено. Алексей Франдетти проявил недюжинную фантазию, сочинив новое театральное пространство для этой «черной оперетты»: легендарный театральный зал театра на Таганке превратился… в лондонскую «пирожковую» XIX века. Зрители сидят за столиками, едят пирожки с «человечинкой», а между ними ходят артисты, вглядываясь в лица и буквально обращаясь к каждому… Действие происходит то тут, то там, темп бешеный: ни «зависов», ни пауз. Все происходящее напоминает кино, притом смонтированное «без швов». В данном случае результат особенно впечатляет, ведь это оригинальный, наш российский спектакль, а не лицензионная зарубежная постановка.

При этом не забудем: «Суини Тодд» – это классика жанра, бродвейский мюзикл 1979 года, с превосходной (хотя и не самой простой, нешлягерной) музыкой Стивена Сондхайма, с которой лихо справляется труппа Таганки и единственный приглашенный артист Петр Маркин в роли Суини. И это первая постановка в России. Директор театра Ирина Апексимова, поддержавшая Франдетти, конечно, рисковала, делая такой сложный и дорогой проект, но, как видим, не прогадала.

Второй спектакль Алексея Франдетти – «Микадо, или город Титипу» – тоже открытие для нашей публики, и это тоже классика, но на сей раз не американская, а английская. Авторы «Микадо» – оперетты или, как ее иногда называют, комической оперы – композитор Артур Салливан и либреттист Уильям Гилберт. Премьера состоялась в лондонском театре «Савой» в 1885 году и была показана там 672 раза! Да и теперь это одно из самых репертуарных театральных произведений в мире. Екатеринбургский театр и режиссер Алексей Франдетти представили спектакль искрометный, смешной и иносказательный. Действие происходит в якобы японском городе Титипу, сюжет в духе театра абсурда: надо срочно выполнить план по казням, а то рассердится император, сам Микадо! Жертвой чуть было не стал его сын. Но все обошлось, и, как в сказке, побеждает любовь: молодым героям Нэнки-Пу и Ям-Ям хитростью удалось-таки пожениться…

«Микадо» в итоге досталась премия в номинации «лучшая женская роль» (Анастасия Ермолаева – Ям-Ям). Жаль, что не наградили исполнителя роли Ко-Ко – главного палача Титипу – Алексея Литвиненко! Ох, как он вжился в свой образ! Но в этой номинации – «роль второго плана» – конкуренция оказалась жесткой, и победила Евгения Огнева, блистательная мадемуазель Ку-Ку в мюзикле Новосибирского музыкального театра «Безымянная звезда». Все помнят одноименный фильм Михаила Козакова с незабываемыми Анастасией Вертинской, Игорем Костолевским и Светланой Крючковой. Но и нынешний римейк в виде мюзикла (музыка Александра Шевцова) оказался более чем удачным. Постановка была представлена в восьми (!) номинациях, получила две: помимо Евгении Огневой, наградили дирижера Александра Новикова. Спектакль этот остроумный, изобретательный, легкий. И вместе с тем – глубокомысленный. В нем узнаваем вдумчивый подход к материалу Филиппа Разенкова, молодого главного режиссера Башкирской оперы. Вот что он говорит об этой пьесе: «Нам показалось важным, что пьеса “Безымянная звезда” написана румынским драматургом Иосифом Гехтером под псевдонимом Михаил Себастиан в 1942 году в оккупированной Румынии. Этот факт повлиял на наше отношение к материалу. Мы перенесли время действия в первую половину 30-х годов. Время слепого веселья и подкрадывающейся катастрофы. Это мир, в котором простым и искренним чувствам нет места».

Не могу не сказать и еще об одном ярком спектакле сезона 2016/17 – оперетте «Принцесса цирка» в Московском театре мюзикла. Спектакль был представлен в четырех номинациях и наверняка мог бы получить «Золотую Маску», но по каким-то причинам руководство театра решило в конкурсе не участвовать. Жаль.