В Нижнем Новгороде появился новый фестиваль – масштабный, впечатляющий по программе и художественным задачам. Он посвящен памяти музыканта, более сорока лет определявшего музыкальную культуру народного направления не только в нижегородской области, но и во всей стране.
Народный артист России Виктор Александрович Кузнецов в свое время основал два оркестра: сначала консерваторский, затем Нижегородский русский народный оркестр, который теперь носит его имя. Кроме того, он был создателем уникальной домровой школы – сегодня можно судить о том, что ее смысл заключается в «вокализации» этого инструмента. Выпускники маэстро концертируют сольно и работают в лучших оркестрах, развивая его традиции.
Думается, фестиваль назван очень удачно. С одной стороны, он посвящен Виктору Кузнецову, с другой – его имени нет в названии, подчеркивающем важную нравственную идею. «Храня память о выдающихся людях, мы сохраняем себя в этой жизни», – недавно при совершенно других обстоятельствах была высказана такая мысль. Пожалуй, это очень правильно. Концерт, открывший фестиваль, собрал много людей, с особым чувством они говорили и вспоминали о Викторе Александровиче, и возникало ощущение его духовного присутствия.
Даже если вы не были знакомы с маэстро лично, по небольшому емкому фильму, показанному в начале концерта, можно было составить себе четкое представление – он уже при жизни являлся «собирательным образом», олицетворением беззаветного служения искусству и редкого не только профессионального, но и человеческого отношения к музыке, к музыкантам.
Еще в какой-то степени натуру Виктора Кузнецова раскрывают его картины. Он с юности увлекался живописью, рисовал своих сокурсников и друзей, делал пейзажные зарисовки. В его работах есть чувство меры в работе с формой и фактурой, он обладал тонким вкусом и художественным чутьем.
Фестиваль, посвященный такой яркой и многогранной личности, продлится два месяца. Концерты состоятся в городах нижегородской области. С Нижегородским русским народным оркестром, который теперь возглавляет Борис Схиртладзе, выйдет целая плеяда знаменитых российских дирижеров нашего поколения – Анатолий Винокур (Краснодар), Алексей Моргунов (Тамбов), Евгений Алешников (Белгород), Владимир Сорожкин (Кострома). Запланированы мастер-классы Александра Цыганкова, Андрея Горбачева, Ефрема Подгайца.
Уже на открытии была задана высочайшая планка. В начале вечера выступил Оркестр русских народных инструментов Нижегородской консерватории, поразивший в «Лирическом вальсе» Николая Чайкина изумительной стройностью звучания, понимаем стиля и чуткостью к драматургическим нюансам.
В исполнении солистки Московской филармонии Марии Власовой (аккордеон) прозвучали «Две еврейские песни» Михаила Броннера. Мария умная артистка, чья безупречная техника, благодаря артистизму, подчинена интерпретации. Пьесы Броннера были сыграны очень естественно и эффектно, демонстрируя неповерхностное погружение в песенный жанр.
Фрагменты из сюиты Эдуарда Фертельмейстера «Шекспир в иллюстрациях» – образец той качественной, интересной и образной музыки, которую хочется слушать. В номерах сюиты «Офелия» и «Карнавал» наилучшим образом раскрылись возможности Нижегородского русского народного оркестра имени В.А. Кузнецова.
Вообще, энтузиазм и энергетика наших «народников» поражают: они именно этим очень сильно отличаются от «академистов». Например, казалось бы, различные «трюки» в виде хлопающих, топающих, поющих и препарирующих свои инструменты оркестрантов – общие для всех. Но народный оркестр имеет какой-то особый колорит. Может быть, секрет в тесной связи с «корнями»? Точнее, в понимании этой связи не как «музейной», а как абсолютно живой.
Будем надеяться, что фестиваль «Наследие. Посвящение маэстро» станет регулярным – совершенно точно, что нужно расширять его географию. Такое искусство и вдохновенный, жизнеутверждающий посыл сегодня особенно нужны людям.