Более восьми с половиной тысяч зрителей, свыше пятисот участников мастер-классов, сорок шесть мероприятий фестивальной карты Context. Diana Vishneva на двадцати семи самых разных локациях обеих российских столиц. И это только офлайн-статистика.
За впечатляющими цифрами, безупречной организацией и мультисобытийной афишей стоит личное намерение основательницы и хедлайнера фестиваля сделать его «связующей нитью между танцевальным искусством России и Запада». Намерение, которое для примы-балерины Мариинского театра и экс-солистки American Ballet Theatre выглядит отнюдь не пафосным высказыванием. Каждая этуаль со временем входит в фазу, когда ее мировой статус, международный опыт и связи, а также широкий горизонт кругозора становятся выгодными активами для инвестирования у себя на родине. Но только в ряде случаев это превращается в творчески успешный и коммерчески ликвидный проект.
Фестиваль Context. Diana Vishneva выглядит именно таким. За свою девятилетнюю историю (за вычетом прошлогоднего локдауна) он неуклонно развивается, прирастая масштабами и новыми формами. В этом году к ставшим уже традиционными театрально-сценической программе, танцевальным мастер-классам, лабораториям смежных искусств и кинопоказам добавилась издательская деятельность. И первый ее плод – русскоязычная версия монографии Габриэле Кляйн о Пине Бауш – уже в продаже.
В приоритете фестивальной стратегии были и остаются наставничество и продвижение молодежи. Но если в прежние годы главным событием повестки был «Конкурс молодых хореографов», то нынешний Context сменил вектор, предложив взамен соревновательного формата форму сотрудничества и меценатства. Пять молодых хореографов из числа участников и победителей конкурсов прошлых лет получили возможность поставить и показать свои спектакли в основной программе фестиваля. А это пять из девяти спектаклей всей фестивальной афиши!
Полюсами интересов молодых хореографов стали излюбленные в современном танце темы психоанализа, самопознания и работа с разнообразными формами телесности. В хореографическом монологе Павла Глухова «Бумажный человек» главный герой в выразительном исполнении Васко Насонова предстает на пути эволюции первобытного индивида – от homo habilis («человек умелый») до homo sapiens («человек разумный») и обратно. Для проекта Нурбека Батуллы Nafs («Эго») отправной точкой становятся образы древних книг и священных писаний, которые хореограф помещает в современный социокультурный контекст, создавая вместе с танцовщиками, музыкантами и арт-медиа-свето-художниками пространный мультимедийный перформанс о том, что есть эго сегодня.
Принципиален выбор площадок для показа обоих спектаклей. Превалирование изобразительности и нарративности в «Бумажном человеке» уравновешивается «магией места» музейных пространств (спектакль был представлен в Пушкинском музее и в Эрмитаже). Для сложносочиненного и откровенно экспериментального проекта «Эго» были избраны неотягощенные определенными зрительскими ожиданиями залы московского ДК «Рассвет» и питерского «Севкабель Порта». Благодаря этому неожиданные фактурные зарисовки пластических артистов в сочетании с видеопроекцией, кропотливой звукорежиссерской партитурой и живой музыкальной импровизацией с участием горлового пения и этнических музыкальных инструментов, работают, так сказать, «с чистого листа».
Помещая три других «молодежных» проекта в традиционную «коробку» театральной сцены (Гоголь-центра в Москве и Каменноостровского театра в Питере) и анонсируя их как «Вечер современной хореографии», фестиваль отдал дань тем направлениям современного танца, которые балансируют между поиском новаторских форм языка и привычным форматом театрального представления с жестко выстроенной драматургией, структурой, мизансценами, сценографией. Но сколь разными они получились! Спектакль Эрнеста Нургали «Без имен» возвращает к танцевальной психологической драме в стиле модерн, что во многом объясняется контекстом «социального заказа»: постановка создавалась с артистами Башкирского театра оперы и балета с расчетом на будущую репертуарную жизнь в Уфе. Наиболее оригинальными, цельными и в хорошем смысле провокационными выглядели два других спектакля вечера: сметающий смелостью художественных метафор «Ренессанс 2021» Анны Щеклеиной, поставленный совместно с артистами Воронежского камерного театра, и завораживающий пластический психокинез «Не будите спящую собаку» хореографа Ольги Лабовкиной и артистов казанского театра танца «Дорога из города».
Формат наставничества и просветительства определил и наполнение параллельных программ, в том числе тех, где участники могли создавать танцперформансы «здесь и сейчас». В этом смысле интереснейший опыт представила Лаборатория по звуку, куратором которой выступила композитор и театральный художник-технолог Фредерик Жарабо (Швейцария). Двенадцать молодых людей, музыкантов и хореографов, объединились на два дня в пространстве Галереи на Солянке, чтобы апробировать модель коллективного производства искусства. «Моя задача была сплотить ребят, дав им импульс. Все остальное они сделали без меня», – признается Фредерик на пятиминутке перерыва. В процессе «прогонов» итоговый текст этой коллаборации предстал тремя различными версиями музыкально-хореографического перформанса, раз от раза оказываясь все более интересным, собранным и компактным по хронометражу.
Для широкой публики главная приманка фестиваля – конечно же, ее «олимпийская» часть. Боги сцены. Демиурги мира современной хореографии. В этом году фестивальная карта сложилась с поправкой на эпидемиологическую обстановку, и не все запланированное удалось реализовать.
Диана Вишнёва исполнила заглавную партию в новой «Шахерезаде» – «биографическом» балете о судьбе последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви. Хореограф Алексей Мирошниченко сочинил спектакль специально для Вишнёвой, соединив пряную музыку Римского-Корсакова с драматичной историей современного Ближнего Востока, неоклассической хореографией и эстетикой драмбалета. Гастрольный вечер Пермского театра оперы и балета в Москве и в Питере дополнила еще одна постановка бывшего главного балетмейстера этого театра – прокофьевский «Шут», воскресивший поэтику дягилевских «Русских сезонов».
Зарубежную часть основной (театрально-сценической) программы фестиваля образовали спектакли двух коллективов. Известный эстонский Театр танца Fine5 и хореограф Рене Ныммик привезли в Москву и Петербург спектакль FN. По форме и содержанию это коллекция экспрессивных скетчей, вдохновленная (если можно так выразиться) пандемической изоляцией. Амплитуда тем колебалась от погружения в собственное «я» до маршевой поступи «новой коллективизации». Резидент Context в 2019 году, испанский коллектив La Veronal показал спектакль Pasionaria – дивную технологическую фантазию на тему будущего, где, согласно фирменной манере хореографа Маркоса Морау, визуальная красота и перфекционизм сценической «картинки» завораживают не меньше удивительной ломаной пластики «новых людей».
Кинопрограмма фестиваля, осуществленная на самых стильных киноплощадках обеих столиц, предложила зрителю оказаться по ту сторону сцены и поразмышлять над историями успеха, преодолений и жертвенности танцевального мира. Ведь, пожалуй, ни одни другие творческие профессии не воспринимаются обывателями столь обособленной и замкнутой кастой избранных, как мир классической хореографии и современного танца. Хочется добавить: кастой самоотверженных и скромных. Во всяком случае, когда спустя несколько дней по окончании фестиваля в мои руки наконец попала роскошно изданная монография о жизни и творчестве великой Пины Бауш, более всего поразило, с каким пиететом и застенчивостью описывает Диана Вишнёва историю их знакомства и сотрудничества, завершая свой монолог выразительно и просто: «И естественно, что сегодня Пина стала героем первой книги фестиваля. Кто, как не она?»