Мечта о песне События

Мечта о песне

В Москве и Санкт-Петербурге прошел творческий вечер народного артиста России и Республики Татарстан, председателя правления Союза композиторов РФ Рашида Калимуллина

Творчество Рашида Калимуллина регулярно звучит на концертах как в обеих столицах, так и в регионах России и за рубежом. Однако, такие творческие вечера – все-таки события особые. Программа для них формируется самим автором, и задача здесь – создать максимально полный, разносторонний портрет композитора. В случае с Рашидом Фагимовичем это вдвойне непросто, поскольку за несколько десятилетий своей активной деятельности он проявил себя практически во всех существующих жанрах, причем не только из сферы академической музыки – достаточно сказать, что он стал автором одной из первых национальных рок-опер в СССР «Крик кукушки».

Но эта сторона его творчества как раз хорошо известна, тем более что оркестровое произведение по мотивам «Крика кукушки» – «Симфонические фрески» – оказалось едва ли не самым востребованным и часто исполняемым сочинением Калимуллина. Оно звучало практически на всех континентах и стало современной классикой. Не обошлось без него и в октябрьских концертах.

Куда хуже широкая публика знает об увлечении композитора коллекционированием народных инструментов из разных стран. Причем Рашид Калимуллин не только собирает самые экзотические раритеты, но и учится на них играть, после чего использует в композиторской работе. Свидетельством тому стал первый номер программы: «Звуки леса» для оркестра и диджериду – деревянной трубы, созданной аборигенами Австралии. Эту партию исполнил сам автор, и звучание диджериду, немного напоминающее варган (хотя, казалось бы, внешне и по сути между ними ничего общего), придало симфонической ткани мистический первобытный оттенок. Это не тот идиллический лес, который столь любили живописать композиторы XIX века! Атональной гармонией, таинственными шорохами и сольными фразами различных инструментов автор создает загадочный, живущий по своим собственным законам мир, который, однако, притягателен и полон обаяния.

«Звуки леса» прозвучали в Москве и Санкт-Петербурге впервые. Тогда как следующий номер программы – Скрипичный концерт – публика обоих городов слышала не раз. Так, на юбилейном вечере Рашида Калимуллина в Большом зале консерватории в Концерте солировал Гайк Казазян, теперь же в Доме культуры Московского энергетического университета на сцену вышел Станислав Малышев. И в его эмоциональной интерпретации все контрасты были обострены. Даже в относительно спокойной второй части чувствовалась внутренняя драма. Ну а в стремительном финале Малышев блеснул виртуозностью. И на протяжении всего исполнения он демонстрировал отличное взаимопонимание с оркестром – коллективом Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением заслуженной артистки Республики Татарстан Анны Гулишамбаровой.

К слову, этот оркестр, к созданию которого имел самое прямое отношение Рашид Калимуллин, возглавлявший Центр современной музыки, на московском концерте был в равной степени убедителен как в сложнейших академических опусах – например, в красочных «Симфонических танцах» (прозвучали два номера из него – «Баллада» и «Битва»), так и в песнях, где требуются совсем иные качества: деликатность по отношению к певцам и лиризм. Ведь песенное творчество Калимуллина – это в первую очередь задушевная лирика и проникновенная мелодика.

Прозвучавшие вокальные номера ярко продемонстрировали мелодический дар Рашида Калимуллина, причем одним из лучших примеров здесь оказалась совсем новая композиция – «Яблонька» на стихи Татьяны Рогозиной. Покоряющий своей наивной простотой куплет (в нем читается явная отсылка к советской песенной традиции) образует интересное сочетание с более сложным – и метрически, и гармонически – припевом. Однако сложности эти не мешают запомнить песню даже людям без музыкального образования.

По словам Рашида Калимуллина, «Яблоньку» он написал накануне Дня Победы и представлял песни, которые пели солдаты на привале до или после боя.

«В годы войны ценились именно лирические, душевные песни – такие, которые можно спеть, например, в землянке. Для меня это вроде как “назад в прошлое”, а может, наоборот, “вперед в будущее”. Наверное, нам снова нужно все настоящее, живое. Песни, которые люди смогут не только слушать, но и сами петь», – поделился композитор.

Впервые были исполнены на концерте и песни «Забудь меня» и «Войди в мою жизнь». А «Когда ж мы встретимся» («Кайчан гына очрашырбыз»), напротив, известна настолько хорошо, что многие в Татарстане считают ее народной. На YouTube доступны десятки исполнений в самых разных музыкальных и телевизионных шоу. В Москве же ее представили в дуэтном варианте: заслуженные артисты РТ Алина Шарипжанова и Айдар Сулейманов подчеркнули напевность, проникновенность мелодии, но если у тенора манера была ближе к советским эстрадным певцам, предпочитавшим доверительность, искренность интонации демонстрации силы голоса, то у сопрано получился более «оперный» звук. Впрочем, и ее упрекнуть в недостаточной прочувствованности нельзя. Особенно после того, как Шарипжанова после оваций взяла микрофон и сквозь слезы радости призналась: «Меня переполняют эмоции, потому что я всю жизнь мечтала спеть именно эту песню!» Вдвойне активные аплодисменты были ей ответом. И, конечно, благодарностью автору музыки.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой