В Академии хорового искусства имени В.С. Попова состоялась научно-практическая конференция «Творчество Микаэла Таривердиева в контексте тенденций искусства XX – XXI века». Она получила статус общественно-значимого мероприятия в рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» Центром непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Академии хорового искусства имени В.С. Попова в 2021 году.
Всего в научно-практической конференции приняли участие 60 слушателей – обучающиеся шести программ повышения квалификации 2021 года из 22 регионов. На онлайн связи присутствовали педагоги, музыканты из Белгородской, Смоленской, Владимирской, Ярославской, Рязанской, Новосибирской, Ростовской, Орловской, Псковской, Оренбургской, Мурманской, Челябинской, Иркутской областей, из Москвы, Санкт-Петербурга, Республик Крым, Чувашии, Татарстана, Бурятии, Коми и Камчатского края.
О том, как отмечается 90-летие композитора, подробно рассказала Вера Таривердиева – супруга, хранитель наследия юбиляра. Концерты, фестивали сейчас проходят по всей России – и это очень ценно, так как доказывает значимость музыки Таривердиева для музыкантов и публики.
Приветствуя слушателей конференции, и.о. ректора Александр Соловьёв рассказал об опыте хоровых аранжировок песен и романсов М. Таривердиева. Говоря о фактурном и мелодическом богатстве оригинала, он привел интересную цитату из автобиографической книги «Я просто живу», где композитор рассказывает о своем детстве в Тбилиси, о хоровом многоголосие, которым славились грузинские вокальные ансамбли. Она наглядно проиллюстрировала тезис о том, что «впечатления детства часто формируют многие особенности будущего стиля художника».
Большая часть сочинений Таривердиева действительно адресованы голосу: оперы, камерные вокальные произведения, монологи… О цикле «Акварели», об исполнительских нюансах и подходах в интерпретации монооперы «Ожидание» говорила доцент кафедры сольного пения АХИ Татьяна Байкова. А Светлана Оссовская, заслуженная артистка РФ, профессор кафедры сольного пения АХИ сфокусировала внимание на стилевых особенностях вокальной лирики Таривердиева на стихи современных поэтов.
Активное участие в конференции приняли музыковеды Московской консерватории. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки МГК Ярослава Кабалевская выбрала ракурс, связанный с поэзией Шекспира в академических жанрах и киномузыке Таривердиева. Голос самого композитора, исполняющего сонет №102 («Люблю! Но реже говорю…»), создал очень уместный эффект его присутствия в зале.
«Размышляя о феномене Таривердиева, можно утверждать, что в наш век, перенасыщенный информацией, век продвижения эстрадных песен-однодневок, музыка маэстро не только не устаревает, но становится все более актуальной и востребованной, – прокомментировала Ярослава Кабалевская. – Творчество Таривердиева мне открылось сквозь призму поэзии Шекспира. И это открытие меня поразило. Двух мастеров сближает особое универсальное отношение к жизни и к искусству во всех их проявлениях, открытость разным культурам, верность высоким художественным идеалам – все те качества, которые относятся к “ренессансному” типу личности. В стилистике Таривердиева прослеживаются тенденции необарокко и неоромантизма, а главное, в его творчестве возрождается из авангардного небытия и расцветает мелодическая красота, которая так необходима сейчас, в нашу “бетонную эпоху”».
Модератор конференции, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки МГК Евгения Кривицкая обратилась к важной линии в творчестве юбиляра – органной музыке, представив ее в преломлении таких его киноработ, как культовые картины «Семнадцать мгновений весны» и «Старомодная комедия».
Мысль о диалоге с Бахом была продолжена в выступлении лауреата международного конкурса имени П.И. Чайковского Дмитрия Онищенко. Свои интересные гипотезы об аллюзиях на барочные цитаты и старинные жанры известный пианист подкреплял музыкальными иллюстрациями, демонстрируя виртуозное знание предмета.
«Эта творческая акция стала праздником музыки, праздником единомышленников, замечательной встречей музыкантов, которые поделились каждый своим опытом, видением, отношением к музыке, зачастую знакомой с детства, а где-то и напротив, открывшейся неожиданно и ярко с ранее неведомых сторон. Для меня этот день прошёл одной большой волной, включившей в себя разные форматы творчества от научного доклада до музыкальной импровизации, но, тем не менее, волной единой и выносящей в какое-то новое пространство новое понимание и осмысление», – поделился потом своими ощущениями Дмитрий Онищенко.
Завершила научную дискуссию первый проректор АХИ, кандидат искусствоведения, профессор Ольга Красногорова, рассмотревшая фортепианное наследие Таривердиева сквозь призму метамодерна и направления «новой искренности».
«Впервые творчество Микаэла Таривердиева стала предметом научной музыковедческой дискуссии. Сегодня создан прецедент», – резюмировала итог конференции Вера Таривердиева.
Последовавший затем концерт стал живой иллюстрацией научной дискуссии. Программа началась с величественных звуков органа: Евгения Кривицкая сыграла пьесу «Домский собор» (саундтрек из кинофильма «Старомодная комедия»). «Вальс» из балета «Девушка и Смерть» в органной транскрипции стал основой мелодекламации в исполнении ведущего вечера, лауреата Премии Москвы Петра Татарицкого, прочитавшего великий текст «Завещания» Н. Гоголя^ «О, будь же нашим хранителем, спасителем, Музыка!»
И эти строки срезонировали с дальнейшей частью концерта, где великолепно показали себя аспиранты вокального отделения Академии хорового искусства. Публика горячо приняла цикл «Акварели» в исполнении сопрано Анастасии Поповой, фрагменты из монооперы «Ожидание», экспрессивно спетые сопрано Оксаной Кузнецовой. Чутким партнером в этих номерах стала пианистка Елена Коровина. На высоком эмоциональном градусе прозвучал романс «Мой милый, что тебе я сделала?» в интерпретации сопрано Эльмиры Карахановой и пианиста Николая Миненкова. Моноспектаклем стал цикл на стихи В. Маяковского, в котором баритон Кирилл Волков не только выразительно спел, но и сыграл каждую фразу и каждый музыкальный образ в ансамбле с пианисткой Марией Оселковой.
Тонко и одухотворенно звучал рояль у Ольги Красногоровой, выбравшей две хоральные прелюдии Таривердиева. Дмитрий Онищенко произвел впечатление своим искусством импровизации, эффектно соединив и развив темы из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Завершило вечер выступление Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва: две хоровые аранжировки Алексея Лёвина песен «В разведке» и «Маленький принц» Таривердиева стали апофеозом этой яркой, нетривиальной программы.