Пение под гитару зачастую ассоциируется с бардами и их песенной лирикой прошлого столетия. Совместный альбом Филиппа Жарусски и Тибо Гарсия опровергает привычные аллюзии, предлагая настоящее странствие сквозь (и поперек) стили и эпохи, где дуэт голоса и гитары предстает в самых разных амплуа, сохраняя при этом присущую ему элегичность. Гитара перевоплощается то в лютню и теорбу, то в арфу, то – в испанскую гитару фламенко; а филигранно-выточенное пение контратенора, прославленного исполнителя барочного репертуара, неожиданно граничит с почти эстрадной раскованной манерой.
Название À sa guitare отсылает к одноименной песне Франсиса Пуленка – оде гитаре на стихи Пьера де Ронсара. Альбом-оммаж инструменту возник вследствие творческого знакомства Жарусски и Гарсия в 2019 году – тогда ими впервые были записаны две композиции для диска Passion Jaroussky: лютневая песня Джона Доуленда Flow My Tears и джазовый хит 1940-х Les Feuilles mortes Жозефа Косма. Найденная новизна в звучании дуэта и его адаптивность к разным формам стали отправной точкой к созданию полного альбома.
Среди широко известных номеров в альбом вошли Плач Дидоны When I Am laid in Earth, «Лесной царь» Шуберта, Ария Танкреда из оперы Россини. Из близких к нашему времени – Alfonsina y el mar аргентинца Ариэля Рамиреса (автора знаменитой «Креольской мессы»), печально-задумчивая мелодия September легендарной парижской шансонье Барбары, мгновенно узнаваемое пылкое танго La cumparsita уругвайского композитора Херардо Родригеса в исполнении гитары-соло. Другая линия – обработки фольклорных песен: две испанские тонадильи Энрике Гранадоса и Il est quelqu’un sur terre Бенджамина Бриттена.
Несмотря на разнородность и, на первый взгляд, несовместимую разнохарактерность этой музыкальной подборки, драматургия программы выстроена безукоризненно. Сам альбом – уже законченное высказывание, единая партитура, где двадцать две дорожки сплетены в непрерывный нарратив, в центре которого – лирический герой; он же бард, поэт, одинокий странник. Невольно вспоминаются вокальные циклы Шуберта или Чайковского, художественная логика которых схожа с альбомом Жарусски и Гарсия, и в этом смысле работа последних – нечто вроде вокально-гитарного цикла с акцентом, смещенным в область игры с полижанровостью.
При всей заявленной красочности палитры, в À sa guitare не приходится, однако, говорить об обжигающих контрастах. На фоне искусно исполненных арий из фонда западноевропейской классики, интерпретация музыки латиноамериканцев и испанцев создает атмосферу скорее аристократического салона, нежели душных улиц Буэнос-Айреса. Эмоциональность южан здесь сдержанная, чувственность – выверенная, разумная; необузданность темперамента подана с интеллектуализмом академических музыкантов.
Но именно в этом размеренном, чутко организованном общем ритме всего альбома и рождается сквозное меланхолично-мечтательное ощущение, что делает релиз, безусловно, красивым событием осени.