Dufay: Le prince d’amours <br>Ensemble Gilles Binchois, Dominique Vellard <br>evidence Релизы

Dufay: Le prince d’amours
Ensemble Gilles Binchois, Dominique Vellard
evidence

«Дюфаи: принц любви» – буквально так переводится название нового альбома французского ансамбля Gilles Binchois. Весьма неожиданное определение для выдающегося мастера эпохи Возрождения, чье имя скорее ассоциируется у нас с духовной музыкой и интеллектуальной полифонией, а не со светской лирикой. Тем не менее Дюфаи оставил большое количество «легкой» музыки, которая уже долгое время является горячо любимым репертуаром среди исполнителей-­аутентистов.

Обращение ансамбля Gilles Binchois к лирике Дюфаи скорее закономерно, чем неожиданно. Тем более, что ранее музыканты уже исполняли его произведения. Коллектив прославился интерпретациями средневековой музыки, и композитор, во многом наследующий ее традиции, отлично вписывается в репертуар.

В песнях о любви, красоте, природных праздниках, печали и потере слышатся многие, еще средневековые краски, присущие музыке того же Гийома де Машо. Исполнители подчеркнули эту особенность и выбором инструментов, сопровождающих певцов: средневековая виела и флейта сосуществуют с ренессансными лютней и клавичембало – ранней разновидностью клавесина.

Безусловно, инструменты – украшение и дополнение музыки, дошедшей до нас исключительно в виде вокального многоголосия. Инструменты могут как дублировать ­какой-то из голосов, так и полностью замещать певца, или даже представлять собственную версию произведения. Эти переложения звучат как инструментальные интермедии между вокальными номерами, добавляют тембровое разнообразие и украшают альбом.

Голоса певцов стремятся к «простоте», свой­ственной многим исполнителям средневековой и ренессансной музыки. Их звук чистый и ровный, но менее округлый и артикулированный, чем принято среди аутентистов, специализирующихся на барокко. Мы вполне можем считать светское наследие Дюфаи поп-музыкой своего времени, которую не стоит исполнять в излишне академической, профессио­нальной и выверенной манере.

Поэтому небольшие тембровые неровности певцов звучат стильно и гармонично рядом с тембром таких же неидеальных, но красочных инструментов. Например, Je ne suy plus tel que souloye легко можно принять за народную музыку эпохи Возрождения, какой мы, вероятно, можем ее вообразить. Во время прослушивания этого рондо легко представляются сцены из «Великолепного часослова герцога Беррийского», картины быта, ярмарок и крестьян, убирающих урожай на фоне замка.

И, наконец, не стоит забывать, что Гийом Дюфаи – великий полифонист. Имитации, каноны и изысканное сочетание самостоятельных голосов могут доставить интеллектуальное наслаждение в попытке разгадать их тайну. А ансамбль Gilles Binchois под бессменным руководством Доминика Веллара вновь доказал звание патриарха жанра.