Название отсылает к географическому расположению объекта – Изарская филармония (другой вариант – Gasteig HP8, где аббревиатура с номером – это адрес Hans-Preißinger-Straße 8). Здание спроектировала международная архитектурная компания, базирующаяся в Гамбурге, – Gerkan, Marg & Partner; реализацией проекта занимался ведущий специалист по возведению временных сооружений для культурных и деловых мероприятий – Nüssli Gruppe (Швейцария); акустические параметры зала – дело рук хорошо известного в России японского инженера Ясухисы Тойоты.
Проектировщики новой музыкальной локации Мюнхена ориентировались на промышленный стиль. Так, под фойе (и одновременно под филиал городской библиотеки) был переоборудован бывший склад электрических трансформаторов 1920-х годов. Его полностью отремонтировали, но при этом помещение сохранило свой уникальный индустриальный шарм – снаружи это характерный для лофтовых помещений красный кирпич, над атриумом – стеклянная крыша. На первом этаже расположились зоны питания, информационная стойка, билетные кассы и кинотеатр.
Интерьер концертного зала произвел на первых посетителей двоякое впечатление: с одной стороны, черная обшивка стен модулями из канадского кедра, скудное освещение во время концерта создают несколько мрачную атмосферу. С другой, контрастный светлый паркет, которым вымощена сцена, словно очерчивает границы того места, на котором должна фокусироваться публика. Подобная визуальная идея была воплощена ранее в проекте Дома музыки в Хельсинки Musiikkitalo (к слову, для разработки акустических систем финны также приглашали Тойоту). Пространство зала Изарской филармонии компактно, но за счет расположения ярусов ни одно из зрительных мест не находится от сцены дальше, чем на тридцать три метра. Одновременно здесь могут находиться 1956 человек.
Конструкция зала примечательна тем, что деревянные панели только местами крепятся к несущему стальному каркасу – то есть фактически помещены в жестяной контейнер, который, по словам одного из рецензентов, внешне очень похож на логистический центр почтовой компании. Сами архитекторы нашли более романтичное и уместное сравнение со скрипкой в футляре: «ценный инструмент, спрятанный в прочном, проверенном временем, а поэтому несколько потертом футляре».
Первыми испытать потенциал концертного зала смогли Валерий Гергиев с Мюнхенским филармоническим оркестром и пианист Даниил Трифонов. В зале присутствовал нынешний музыкальный руководитель Баварской оперы Владимир Юровский со своими ассистентами по постановке оперы Шостаковича «Нос». В предстоящем сезоне в стенах новой филармонии состоятся выступления Венских филармоников, Камераты Зальцбурга, Оркестра Тонхалле Цюриха. В декабре здесь ждут Йонаса Кауфмана, в январе – Евгения Кисина*. Впрочем, репертуар этой площадки будет учитывать вкусы разных аудиторий – в том числе, поклонников эстрады и джаза.
_________
* Признан иноагентом в РФ