Возможно, самый неизвестный и недооцененный альбом из дискографии Дэвида Бирна и Talking Heads, которая вроде бы изучена вдоль и поперек. В 1979-м звездный хореограф Твайла Тарп, работавшая с Милошем Форманом и Михаилом Барышниковым, заказала Бирну музыку к своему новому бродвейскому спектаклю. Тарп и прежде пыталась соединять хореографию и поп-культуру: у нее были постановки с использованием песен Брюса Спрингстина и Beach Boys, но вот так, чтобы лидер на тот момент самой прогрессивной и модной рок-группы Америки сочинил целый балет, – это было в новинку и для Тарп, и вообще для contemporary dance в XX веке, и для самого Бирна – де-факто это его первый сольник, хотя поет он тут мало. В музыке Talking Heads всегда было много танцевального грува. В тот момент жизни Дэвида Бирна интересовал грув особенный – африканская полиритмия. Он прочел книгу американского этномузыколога и перкуссиониста Джона Миллера Чернова (Chernoff – говорящая фамилия) African Rhythm and African Sensibility о музыке Ганы и не на шутку увлекся африканской музыкой. Результатом этой одержимости стала «африканская трилогия» – на мой вкус, лучшее, что сделал Бирн: альбом Talking Heads «Remain in Light», совместная работа с Брайаном Ино My Life in the Bush of Ghosts и, собственно, The Catherine Wheel. В последних двух записях Бирн максимально далеко уходит от рок-стандартов, проводя опыты не только с ритмом и саундом, но и с самой песенной структурой. В работе над The Catherine Wheel принял участие Брайан Ино – постоянный напарник и единомышленник Бирна, и Берни Уоррел со своим MiniMoog – великий клавишник из Parliament/Funkadelic. Джон Миллер Чернов лично наигрывал подслушанные в Гане ритмические паттерны, и они легли в основу композиций. Соавторами этой витальной экспериментальной музыки можно назвать и Твайлу Тарп с ее танцорами, поскольку она создавалась и в репетиционном зале тоже.
При чем тут «колесо Катерины»? Тарп и Бирн отталкивались от образа «ужасной семьи», члены которой истязают друг друга. Колесо Катерины – это известный с античных времен инструмент для пыток, на котором, по преданию, приняла смерть святая Катерина Египетская. Но в то же время «колесо Катерины» – это раскручивающаяся по кругу шутиха, особенно зрелищный вид фейерверка. Музыка Бирна, без сомнения, проходит по второй, праздничной словарной статье
#нетленкивзастенках #year1981 #davidbyrne #talkingheads #africanrhythm #experimental #thecatherinewheel