Юлия Чечикова, музыкальный журналист |
В оперном театре певец всегда находится во власти режиссера, хотя, конечно, при этом не перестает оставаться творцом своего персонажа. Есть исполнители, которым необходим диалог с режиссером, чтобы создать объемный, психологически сложный образ. Есть и другие, которые могут успешно справиться с поставленной задачей без чужой подсказки. Томас Хэмпсон и Лука Пизарони – авторы программы No Tenors Allowed («Тенорам вход воспрещен») – как раз принадлежат ко вторым. На сцене концертного зала, в аскетичном формате – без декораций и костюмов, исполняя ту или иную арию или выступая в дуэте, они смотрятся так же гармонично, как в спектакле.
За несколько лет семейное шоу американского баритона и его зятя – итальянского бас-баритона – стало хитом во многих странах. Оно не только объединяет суперзвезд с низкими голосами и учитывает их сильные стороны, но также представляет специфический, непопулярный репертуар. Первоначально в программе No Tenors Allowed вместе с Хэмпсоном участвовал бас Сэмюэль Рэми – в 1999 году тандем даже выпустил одноименный диск на лейбле Teldec. Позже его заменил Лука Пизарони, но концепция осталась прежней: два певца делят между собой «серьезный» оперный и «легкий» эстрадный репертуар. Другими словами, первая часть отдана великим композиторам, вторая – музыке Бродвея. Хэмпсон по праву может считаться одним из самых интеллигентных артистов нашего времени. Его знаниям и умению их преподнести могут позавидовать даже представители дирижерского цеха. Герои Хэмпсона всегда элегантны, аристократичны. Пизарони – мастер перевоплощения, его умение работать со словом и при этом добиваться комического эффекта – бесценно. Если власти города не продлят ноябрьский локдаун, то у московской публики будет шанс как следует зарядиться позитивом этой харизматичной парочки.
Голос Лизе Давидсен, по мнению европейской прессы, – «один на миллион». После победы на Operalia-2015 и Конкурсе имени королевы Сони в Осло, она дебютировала в МЕТ, Ковент-Гардене, Баварской и Венской государственных операх, Цюрихской опере. На фестивале в Байройте спела Элизабет в «Тангейзере». За этим последовали приглашения от Экс-ан-Прованса, Глайндборна, «Променадных» концертов BBC. Оба сольных альбома, записанных норвежской певицей, получили восторженные отзывы критики. Британский журнал Gramophone назвал Давидсен «одним из величайших вокальных талантов последних лет, если не десятилетия».
Для дебюта в России певица выбрала репертуар, которым ярко заявила о себе на ведущих оперных площадках: здесь соседствуют столь разные авторы, как Верди, Вагнер и Чайковский. Давидсен хорошо знакома с российскими дирижерами среднего поколения – в частности, сотрудничала с Василием Петренко, когда тот возглавлял Филармонический оркестр Осло. Однако в «Зарядье» ей предстоит встретиться с маэстро Владимиром Спиваковым и его коллективом – Национальным филармоническим оркестром России.