С чего начинается творчество События

С чего начинается творчество

МАСМ исполнил музыку молодых композиторов

Четырехдневная лаборатория «Композиторские читки», в ходе которой сочинения молодых композиторов разучивают и комментируют кураторы и участники Московского ансамбля современной музыки, прошла весной в Нижнем Новгороде, а летом в Красноярске. Осенью в Москве по итогам «Читок» прозвучали партитуры новых резидентов и стипендиатов ансамбля.

Играли в Мультимедиа Арт Музее, среди разноцветных картинок ушедшего недавно Никиты Алексеева. Художник сравнивал время с ванной, наполненной желеобразной субстанцией. Он хотел, чтобы зритель тонул в этих картинках, как в ванне, и задавался вопросом: «А зачем так много?».

«Ближе к смыслу» называется выставка Алексеева, а концерт назвали «Творчеством». Его программка тоже призывала слушателя к рефлексии на тему смысла и начиналась с вопросов: «Что представляет собой сегодня композиторское творчество?», «Путь ли это от концепции к звучащей партитуре или наоборот?».

Олег Танцов

Вопросы риторические, но совпадение получилось удачное. Алексеевская метафора времени как густой, недвижимой в ванне субстанции, когда «лишь тело провоцирует волны и завихрения», хорошо подходит и музыке. Ведь и музыка скорее субстанция: ее форма и содержание находятся в менее линейных отношениях, чем то предполагает вопрос о некоем движении от концепции к звуковому воплощению.  Например, прозвучавшие «Формулы сна»нижегородского композитора Екатерины Суворкиной на слух воспринимаются как единый медитативный поток, основанный на непрерывных переборах одной гармонии у рояля (Михаил Дубов) и растворяющихся в ней длиннот скрипки (Роман Минц), виолончели (Ольга Дёмина), кларнета (Олег Танцов) и флейты (Иван Бушуев). Но, по задумке композитора, каждый из инструментов играет сам по себе, в своем времени и ни в каком потоке растворяться не намерен. Так что, если не отступать от метафоры Алексеева, то важным оказывается не концепция или звуковой результат, а то самое «тело», что приводит в движение содержимое ванны; другими словами – слушатель, самостоятельно определяющий для себя первичность идей или результатов или саму необходимость подобных определений.

Иван Бушуев

На основе постироничного стихотворения Дмитрия Данилова саратовский композитор Вадим Генин написал пьесу «Я поэт зовусь я цветик от меня вам всем…» (центральная часть его цикла «Творчество»). Нам всем композитор с поэтом шлют не только ожидаемый «приветик», но и «балалайку», и «силлаботоническое стихосложение», и «текст, деконструирующий тоталитарный дискурс», и много чего еще. Генин здорово доводит до предела даниловскую игру с обрывками смысла. Фразы не поются, а проговариваются, и не по порядку, а одновременно –  разные, в форме фуги. Так что до слушателей доносятся лишь обрывки обрывков смысла! А вот у Константина Степанова, санкт-петербургского композитора родом из Красноярска, пьеса оказалась наиболее классической на фоне остальных. Олег Танцов исполнил «Зов», первую часть из цикла Orazioni Secchi di Terre Lontane («Сухие речи о дальних землях») для кларнета. Удивительно, как отчетливо может проявиться архаичная органика духового инструмента даже при обилии в пьесе современных приемов игры.

Роман Минц и Ольга Дёмина

Если и отвечать на вопрос о том, что представляет собой композиторское творчество сегодня, то, кроме того, что оно гетерогенное, точно можно сказать о более уверенном взаимодействии композиторов с мультимедиа, электроникой, артефактами популярной музыкальной культуры. Все это перешло из состояния творческого эксперимента в состояние творческой нормы. Сами за себя говорят названия прозвучавших сочинений кураторов «Композиторских читок»: Stereophobia для ансамбля и мультимедиа Александра Хубеева, ISM для бас-кларнета и электроники Николая Хруста, «Два танца» для ансамбля и диджея Габриэля Прокофьева. Одновременно с выступлением МАСМ в Рахманиновском зале консерватории открывался фестиваль «Московский форум», и в каждом из его концертов использование мультимедиа сыграло чуть ли не ключевую роль. Иногда порываешься спросить: «А зачем так много?». А затем, перефразируя ответ Никиты Алексеева, «что музыка (в оригинале: время. – М.Н.) такая штука, что ее ни много, ни мало быть не может, так что пускай уж будет побольше». Всякой.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой