Фавориты оперы События

Фавориты оперы

На сцене Михайловского театра чествовали лауреатов Национальной оперной премии «Онегин»

«Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…» – пушкинские строки в исполнении Владимира Машкова стали лейтмотивом церемонии награждения и создали особую атмосферу душевности и интеллигентности. А репризы его соведущей Сати Спиваковой добавили шарма и легкого юмора в протокольные объявления номинаций.

Говорилось о рекордном числе заявок – 98 спектаклей из 25 театров, не только федеральных и областных, но и маленьких частных антреприз, которые смогли «побороть» тяжеловесов. Например, специальный приз зрительского голосования «Фаворит» ушел в руки Пермской театральной компании «Трикстер» за спектакль «Орфей и Эвридика».

Главной новостью премии стала смена «первого лица». На посту президента премии баритона Сергея Лейферкуса сменила сопрано Хибла Герзмава: «Согласиться стать президентом премии – для меня это был трудный шаг, я к этому не сразу пришла. Это ответственно, занимает много времени. Мне хочется внести в эту премию что-то интересное, чего не было раньше. Свою задачу как президента я вижу первым долгом в том, чтобы помогать премии “Онегин” расти географически и международно. Сегодня были прекрасные приветственные слова – от председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, от министра культуры РФ Ольги Любимовой, от Анны Нетребко. Накануне прошел концерт номинантов в Капелле Санкт-Петербурга, на следующий год – грандиозные планы, пусть все получится».

Про дальнейшие планы организаторы говорят так. «Мы хотим добавить больше возможностей для презентации наших лауреатов, мы хотим, чтобы опера была такой же популярной, как и балет, – объясняет учредитель премии «Онегин» Игорь Тарасов. –  Чтобы ребята из разных регионов приезжали сюда и чувствовали, что они не зря занимаются творчеством. У нас есть намерение привозить спектакли – отечественные и зарубежные, чтобы люди про оперу говорили с таким же придыханием, как и про балет».

Хибла Герзмава

Именно поэтому церемония награждения не ограничилась формальным вручением премий, а включила в себя красочный гала-концерт, где пели лауреаты разных лет и, конечно, Хибла Герзмава.

Среди лидеров этого года оказался Самарский театр оперы и балета: баритон Мариинского театра Владислав Сулимский получил премию в номинации «Гость» за партию Ренато в «Бале-маскараде». Этот же спектакль самарцев отметили и в номинации «Состав». А сопрано Татьяна Ларина, спевшая в нем Амелию, выиграла номинацию «Примадонна», разделив ее с именитой Вероникой Джиоевой, представлявшей Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ). «Премий для оперных певцов мало – “Золотая Маска”, Casta Diva и “Онегин”. Когда жюри возглавляет такая сопрано, как Хибла Герзмава, и из ее рук я получаю премию – это о многом говорит. Она профессионал, она оценила. Для меня это очень важно и приятно», – подчеркнула Вероника Джиоева. НОВАТ за свои творческие достижения последних сезонов получил приз в номинации «Театр».

В номинации «Дебют» отметили Ивана Гынгазова – прекрасного артиста, уже несколько лет поющего в крупнейших театрах страны – «Геликоне», Большом театре, Мариинском, Самарском – и имеющего карьеру за рубежом. Среди женщин тут выделили Валентину Феденеву за партию Натальи в опере «Опричник» Михайловского театра.

Владислав Сулимский

В нескольких номинациях фигурировал Башкирский театр оперы и балета, но победу ему принес Владимир Копытов, получивший премию в номинации «Мастер сцены» за партию Санчо Пансы в «Дон Кихоте» Массне. А в роли второго плана самой яркой признали Евгению Афанасьеву из МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

В номинации «Событие. Традиции и современность» награды достались проекту «Сказка братьев Гримм» арт-резиденции «Арктика открытый театр» и Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) и спектаклю «Любовь издалека» Театра «Урал Опера Балет». А главный дирижер этого театра Константин Чудовский удостоился премии в номинации «Музыкальный руководитель».

В номинации «Легенда» был награжден солист Большого театра России Владимир Маторин, а Анна Нетребко в год своего юбилея стала обладательницей премии в номинации «Звезда».

Владимир Маторин

Латвийская певица Элина Гаранча получила премию в символической номинации «От России с любовью», которая вручается зарубежному артисту. Жаль, что ее голос звучал со сцены Михайловского театра только в видеоприветствии. Но публике обещали, что в конце ноября Гаранча споет и в Москве, и в Петербурге и получит лично в руки статуэтку «Онегина».

В число лауреатов премии вошли также костюмер Большого театра Нина Скачкова, концертмейстер Астраханского театра оперы и балета Марина Маленьких, меццо-сопрано Полина Шамаева.  «Я бы отдала всем все призы, но я уверена, что мы выбрали лучших», – подытожила Хибла Герзмава.

Серьезно обновилось и жюри: туда вошел Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра; Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель «Сириуса» – Фонда «Талант и успех» (Сочи); Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра.

Владимир Кехман

«Мне не хватило каких-то новых интересных имен среди артистов, перспективных звездочек. Понятно, что номинировались уже маститые артисты, известные солисты из регионов, но вот открытия, чтобы можно было сказать “ах, это наше завтра”, – такого не случилось, – размышляет об итогах Дмитрий Вдовин. – Сложностью оказалось и то, что внутри номинаций были выдвинуты люди разных весовых категорий. Конечно, мы хотели поддержать артистов, которые были в тени, которые работают в регионах. Но, с другой стороны, принизить статус тех, кто уже является ведущими мастерами и звездами, тоже нельзя было. Выбор сделать было трудно. Я сломал голову, решая этот ребус.

Меня порадовало, что театры представили интересный репертуар, в том числе постановки современных опер, даже мировых премьер – как в случае с оперой В.Мартынова “Новая жизнь”. Причем прорывы случились не в каких-то раскрученных театрах, а там, где это не совсем ожидалось. В 1980-х годах была дискуссия о путях развития оперы, которая звучала так: “Промежуток или накопление сил?” Мне кажется, сейчас происходит накопление сил, должно прийти новое поколение режиссеров – если всерьез говорить об оперном театре сегодняшнего дня, то это, конечно, режиссерский театр. И от того, в каком театральном направлении будет развиваться опера, зависит ее успех, ее приятие у публики, у критики. Должны появиться новые имена, и я уповаю больше всего на их знания и художественный вкус».