Комедийная пьеса Шекспира «Сон в летнюю ночь» неоднократно привлекала внимание композиторов, переносивших бессмертный текст в оперы, балеты и создававших музыку к драматическим спектаклям. С разницей более чем в 250 лет два английских композитора – Генри Пёрселл и Бенджамин Бриттен – вдохновились этим сюжетом, а уже в XXI веке их партитуры использовала Мария Фомичёва, тогда ученица курса факультета музыкального театра РАТИ-ГИТИС в классе Г.Г.Исаакяна, для своего дипломного спектакля, который затем был включен в афишу Театра имени Н.И.Сац и в программу Шестого фестиваля «Видеть музыку». Идея микса музыки из разных эпох оправдана тем, что Бриттен в своем творчестве вел диалог с Пёрселлом, используя его темы и делая обработки его композиций. Разграничение пластов показано исполнительскими средствами: фрагменты из Пёрселла даны под аккомпанемент клавесина, а исполнители поют на английском; Бриттен же поется в переводе Джемала Далгата на русский под фортепиано (концертмейстер – Владимир Белунцов).
Концепция спектакля основана на объединении лучших качеств обоих произведений. От Пёрселла взята гармоничность и умиротворение, от Бриттена – эмоциональная неустойчивость и нервная энергия. Эти два начала все время находятся в конфликте и в конце концов синтезируются в примиряющем финале. Мария Фомичёва погружается в природу эмоций и отношения к реальности. В русле этой идеи сцена с самого начала окрашена в сине-зеленые тона с подсветкой, усиливающей мистическую атмосферу (художник-постановщик – Валида Кажлаева). Интересно, что костюмы работы Алены Глинской при этом достаточно ординарные: где-то даже встречаются офисные пиджаки с галстуками и блузки. Такое противоречие объясняется тем, что так называемый «сон» на поверку оказывается чем-то большим. С началом действия персонажи срывают с себя огромное покрывало, застилающее сцену; на последних аккордах оно вновь покрывает действующих лиц. Похоже, что чары Оберона на самом деле пробуждают героев к жизни, но с рассветом они вновь погружаются в мир фантазий.
В центре внимания – три пары: правители страны эльфов Оберон (Дарья Сушкова) и Титания (Татьяна Алиева), молодые любовники Лизандр (Иван Журавлёв) и Гермия (Дарья Исаченко), более старшие – Деметрий (Петр Иванов) и Елена (Серафима Гиндина). В ансамблях между ними молодые певцы убедительно отыгрывали любовные отношения, переживая сомнения в измене и гнев ревности. На камерной сцене, где нет ни оркестровой ямы, ни занавеса, солистам намного сложнее налаживать взаимодействие друг с другом и игнорировать зрителей прямо рядом с собой. Лучше всего это получилось у Дарьи Сушковой: ее Оберон приковывал внимание пронизывающим взглядом, а гипнотизирующие, крадущиеся движения, словно у дикого хищника, постоянно держали публику в напряжении, лишь временами давая отдушину в ансамблях с Пэком (Гюльназ Гасанова). По контрасту с нешуточными страстями во втором акте в сюжете появилась комическая линия в лице Осла (Сергей Зимин), в которого влюбилась Титания. Обаятельная мимика и жестикуляция этого буффонного персонажа перетянули на себя все внимание публики. В его образе, больше чем где-либо еще, чувствовался настоящий дух шекспировского театра «под свежим воздухом».
«Сон (Пёрселла) в летнюю ночь (Бриттена)» – рискованный эксперимент, но завершившийся успехом. Это, конечно, не значит, что любые два спектакля на общий сюжет можно так же органично соединить. В данном случае, однако, неожиданная связь протянулась сквозь столетия в многообещающем дебюте Марии Фомичёвой на фестивале «Видеть музыку», осуществленном при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов.