Сказки для альта, электробалалайки и симфонического оркестра События

Сказки для альта, электробалалайки и симфонического оркестра

В Казани завершается Международный фестиваль Concordia

Пять концертов, пять дирижеров, пул статусных солистов из России и зарубежья – таким предстал Международный фестиваль Concordia, в одиннадцатый раз проходящий по инициативе Госоркестра Республики Татарстан. Программа такая, что глаза разбегаются, и хоть переезжай в Казань на три недели, чтобы неспешно погрузиться в разнообразие современной музыки.

Публика получила возможность услышать произведения современных японских, итальянских, немецких и, конечно же, российских композиторов. А некоторых – даже увидеть лично, как это случилось 10 ноября в Большом концертном зале имени С.Сайдашева.

Художественный руководитель Александр Сладковский в этот вечер вышел на сцену, чтобы продирижировать мировой премьерой Симфонии №5 Александра Чайковского и не только. Концерт открылся «Поэмой-сказкой» Софии Губайдулиной, чье имя носит фестиваль и чье 90-летие широко отмечается в Татарстане. Это сочинение часто включается Госоркестром РТ в свои программы, как своего рода знак и символ творчества Губайдулиной. Ведь «Поэма-сказка», пусть и созданная полвека назад, в 1971 году, воспринимается авангардной и сегодня. Если не знать о том, что композитор переработала свою музыку для детского радиоспектакля, то мрачно-таинственные и даже угрожающие образы этой пьесы воспринимаются всерьез. В конце звуковое мироздание словно рассыпается на атомы, чтобы где-то когда-то воссоединиться в другой вселенной.

После такого апокалиптического пролога «Гарольд в Италии» Берлиоза воспринимался чем-то вроде архивного кино, дающего возможность поностальгировать о «добром старом времени». Все эти сцены меланхолии, счастья и радости, сальтареллы и серенады ласкали уши, тем более что сольную партию альта играл Юрий Башмет, изучивший эту партитуру вдоль и поперек. Его инструмент деликатен и выразителен: чтобы передать задумчивость героя, Башмет не боится уйти в глубокое пианиссимо, а чтобы показать его романтическую импульсивность, у него наготове бархатная, насыщенная обертонами кантилена. Утонченность нюансов потребовала и от оркестра внимательного ансамбля: но маэстро Сладковский недаром славится своим искусством быть настроенным на волну партнеров по сцене, так что все музыкальные идеи титулованного солиста были подхвачены и успешно воплощены.

Юрий Башмет и Александр Сладковский

В свое время Паганини, заказавший произведение для альта и оркестра Берлиозу, счел его недостаточно показательным и виртуозным. Башмету и Сладковскому легко удалось доказать обратное. Взяв в «Оргии разбойников» спринтерский разбег, дирижер и оркестр заставили забыть о придуманности истории и поверить в реальную свирепость итальянских мафиози. Особенно пришлось постараться медным и продемонстрировать высший технический пилотаж. Юрий Башмет и Александр Сладковский не скрывали радости от удачного совместного выступления – все-таки «химия», возникающая на сцене, дает позитивный заряд не только слушателям, но и самим артистам.

Во втором отделении концерта прозвучали сочинения петербургских авторов, работающих в стилистике кроссовера. Объединяет их и интерес к экзотическому инструменту – контрабас-балалайке. В «Фильме-концерте» Евгения Петрова царит атмосфера джазовой вечеринки: свингующие пиццикато контрабас-балалайки, каденции рояля, всхлипывания в оркестре. В руках Михаила Дзюдзе этот фольклорный инструмент преобразился в полноценного академического солиста, уверенно чувствующего себя в диалоге с симфоническим оркестром.

Михаил Дзюдзе и ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского

Расширяя границы возможного, в следующем номере программы Дзюдзе вышел с электроконтрабас-балалайкой, что изобразить военные подвиги Александра Суворова. Антон Танонов, автор популярных мюзиклов, умело внес «живинку», соединив необычный тембр ультранового инструмента, ритм-секцию ударных и полноценно звучащий симфонический оркестр. Танонов умело пользовался устоявшейся семантикой, чтобы пробудить фантазию слушателей. О солдатских буднях хотелось подумать, слушая мелодию флейты-пикколо в сопровождении малого барабана, а образ великого полководца, не проигравшего ни одной битвы, представлялся в гимнической теме, выросшей из хорала духовых.

Александр Сладковский и Антон Танонов

После нахлеста эмоций и задиристых ритмов, под которые ноги сами хотели пуститься в пляс, объявление о мировой премьере Пятой симфонии Чайковского воспринималось настороженно. Как сейчас «растормошенные» слушатели воспримут серьезную, требующую сосредоточенности и рефлексии партитуру?

Однако ни один человек не покинул зал, и получасовое сочинение было воспринято с огромным вниманием и сопереживанием. Не в последнюю очередь еще и благодаря информации, объявленной ведущей. Композитор написал сочинение специально для Госоркестра Татарстана и посвятил Александру Сладковскому, и лишь пандемия отодвинула сроки премьеры, ожидавшейся в 2020 году. Хотя композитор, комментируя замысел, сказал, что не ставил задачи «нарисовать» портрет дирижера, но драматичность музыки, напряженные поиски гармонии, сменяемые шквалом эмоций, вполне сопоставимы с темпераментным характером маэстро. Но глобально эта симфония, оконченная в 2019 году, в какой-то степени стала пророчеством грядущих всемирных катаклизмов: в ней есть несколько эпизодов, в том числе финальный раздел, где с потрясающей силой передано ощущение отчаянья, боли и беспредельного одиночества, приводящее к колоссальному звуковому нарастанию. В то же время, по признанию автора, он ставил для себя и чисто технологические задачи, связанные с экспериментами в области инструментовки, с использованием особенных сочетаний тембров. И эта декоративная сторона музыки также важна, так как дает повод показать исключительные исполнительские возможности оркестра. Большой успех сочинения и продолжительные овации публики показали, что современная академическая музыка может так же глубоко воздействовать и быть понятной, как и Моцарт, и Рахманинов.

После первой репетиции Александр Чайковский поделился впечатлениями: «Что касается моей музыки, то Александр Сладковский настолько точно чувствует ее, что у меня не было никаких замечаний, хотя я и представлял эту симфонию несколько короче. Я особенно доволен тем, что мне ничего не надо было корректировать. Бывают случаи, когда я первый раз слушаю и что-то вычеркиваю или изменяю в инструментовке. Например, после первой репетиции Третьей симфонии я вымарал музыки минут на семь. А тут все меня убедило».

Александр Чайковский и Александр Сладковский

Завершился концерт эффектным бисовым номером – «Станом Тамерлана» из оперы А. Чайковского «Легенда о граде Ельце…» Тут уж Сладковский «оторвался» на всю катушку, устроив эпатажное шоу. Маэстро присел вместе с композитором на дирижерский подиум, подбадривая оркестр, игравший эту драйвовую вещь на «автопилоте» и демонстрируя безупречную выучку и дисциплину.

Подобные программы, построенные на смелых контрастах, знакомящие с таким количеством новой современной музыки, нечасто встретишь в столицах. А тут – полтора месяца фестивального марафона, дающего слушателям прививку актуальным искусством. Так что вполне закономерно, что буквально на днях коллективу было присвоено звание академического – в знак признания заслуг на ниве просветительства и укрепления авторитета классической музыки не только в Татарстане и России, но и во всем мире. Кто сомневается, открывайте расписание каналов Mezzo и Medici: ГАСО Республики Татарстан и маэстро Александр Сладковский – в почетной десятке лидеров.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»