Игра по правилам События

Игра по правилам

VIII Транссибирский Арт-Фестиваль завершился в Самаре

Миссия фестиваля, казалось бы, под угрозой: не привившись, чем положено, лучшие музыканты мира не могут доехать до регионов России. Однако за два года Транссиб адаптировался к новой реальности. Если нельзя пригласить любую мировую звезду, то пригласят мировую звезду с российским гражданством. А если и такой возможности не будет, то тоже не беда: профессионализма и  харизмы скрипача Вадима Репина хватает и на художественное руководство, и на собственные, всегда фантастические выступления, да и звездных «флюидов» ему не занимать. Так что внешний враг поборен; сложнее, как обычно, оказались внутренние проблемы, отнюдь не фестивальные.

На заключительном концерте в Самарской филармонии Репин играл вместе с Самарским академическим симфоническим оркестром под руководством дирижера Михаила Щербакова. «Под занавес» исполнили Интродукцию и рондо-каприччиозо Сен-Санса, в остальном программа состояла из музыки Чайковского. Сначала прозвучала Первая симфония «Зимние грезы», а во втором отделении – скрипичные пьесы. С ними Репин уже побывал в Дубае, Абу-Даби, Вене… «Мне очень нравится это сочетание, комментирует музыкант, – потому что “Вальс-скерцо” – это своего рода шутка, а за “Размышлением” стоит совершенно другой Чайковский. А Ария Ленского – трагическая и в переложении для скрипки редко исполняется, и мне радостно ее популяризировать». (Ария Ленского в переложении Леопольда Ауэра. – М.Н.)

Вадим Репин вместе с Самарским академическим симфоническим оркестром под руководством Михаила Щербакова

Такое концентрированное «наше все» накануне зимних праздников и под конец фестиваля – решение для программы и выигрышное, и в некоторой степени рискованное. Музыка Чайковского на слуху у многих, и если Репин может себе позволить играть хиты без задоринки, то делать это приходится вопреки симфоническому оркестру Самарской филармонии. Последнему впору было бы спрятаться за игрой солиста и тихо подыгрывать, как получится. Однако это самое «как получится» не преминуло себя обнаружить. Пьесы Чайковского, где оркестр обычно вплетается в скрипичную партию или аккомпанирует ей, походили на  concerto grosso, драматичный диалог солиста и оркестра. Только вынужденный и совсем не на равных. Репин не умеет играть плохо или средне, самарский же коллектив к среднему уровню только приближается. Вот и выходит странный сюжет со спасением утопающих, которые утопиться вроде как и не против.

В музыкальных школах учат: если одна и та же музыкальная фраза повторяется дважды, не играй ее одинаково. Иногда говорить об этом даже не приходится, дети интуитивно понимают музыкальную логику. Но зачастую правило повторяют до конца обучения, в том числе и потому, что правилом, а не следствием естественной музыкальности, оно остается и для учителя. Его выполняют. Выходит ли в таком случае музыкально? Без понимания причин и осмысленного труда (а это вещи взаимообусловленные) – все равно нет. Маэстро Михаил Щербаков и его оркестр словно пародируют эту «музшкольную» прозу, но, к сожалению, все всерьез.  Вот и становятся нелепой неожиданностью кульминации в симфонии «Зимние грезы», к которым не подвели, но которые «вдарили» в нужном такте; и боишься за темы, которые то звучат, где положено, то заглушаются остальной массой звука. Потому что труда не хватило, понимание не обретено, а без него, «всухую» все правила выполнить невозможно. Отсюда и случайные несовпадения, и не те ноты, и наивные ускорения темпов, где их провоцируют эмоции… Щербаков стабильно прощает себе небрежность и время от времени удовлетворяется игрой по правилам. Музыканты Транссибирского фестиваля этого не заслуживают, как и оркестр Самарской филармонии, готовый, как бы то ни было, работать и играть; этого не заслуживает внимательное к музыке вступительное слово лектора-музыковеда Ирины Цыгановой, да и сам зал Самарской филармонии – площадка с неплохой акустикой и интересной архитектурой, в которую хочется вдохнуть новую жизнь.

Министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш

Тем более, «новая жизнь» возможна. Министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш не исключает будущего сотрудничества филиала Третьяковской галереи в Самаре и Самарской филармонии: «Обычно выставки сопровождаются разговорами об искусстве в форматах, которые помогают широкой публике глубже понять их предмет. В этом смысле сотрудничество с филармонией кажется мне очень правильным потому, что именно здесь дом музыки – искусства, которое хорошо сочетается с изобразительным. И, конечно, здесь есть коллектив, оркестр, который может помочь воплотить эти смелые задумки».

Cочетание без брака События

Cочетание без брака

Третий сезон проекта Musica sacra nova завершился концертом памяти Софии Губайдулиной

Коллективное бессознательное События

Коллективное бессознательное

В петербургском Доме Радио состоялась премьера спектакля «ЮЛ»

Партитуры тоже не горят События

Партитуры тоже не горят

В рамках фестиваля «PRIMA DOMRA» прошла московская премьера концерта-спектакля «Мастер и мандолина»

Прыжок в вечность События

Прыжок в вечность

В Большом зале Московской консерватории прошла премьера симфонии «Николь» Ильи Демуцкого