В Москве подведены итоги II Международного конкурса дирижеров имени Валерия Халилова. В состязании приняли участие более 30 конкурсантов из России, Белоруссии, Казахстана, Латвии и Южной Кореи, которые продемонстрировали свое умение дирижировать духовыми оркестрами. Победителем стал Арсений Шупляков, дирижер сценического духового оркестра Мариинского театра.
«Я не могу скрыть восхищения нашим главным лауреатом, подчеркну с глубоким чувством, сердечностью и радостью, что это выпускник Санкт-Петербургской консерватории, человек, который связан с той самой петербургской дирижерской школой, которая гремит по всему миру уже много десятилетий, – подчеркнул председатель жюри конкурса, народный артист России Александр Сладковский. – Поздравляю Арсения Шуплякова с замечательной победой, я получил потрясающее впечатление о его мастерстве и счастлив, что участие его в наших программах в Казани украсит наш сезон. Я буду с нетерпением ждать профессиональных контактов с этим потрясающим и очень одаренным молодым дирижером».
Евгения Кривицкая (ЕК) обсудила с Арсением Шупляковым (АШ), сложно ли управлять духовым оркестром и какой жанр более любимый – опера или балет?
ЕК Арсений, посмотрела вашу биографию. Вы – уже состоявшийся дирижер, ведете ряд спектаклей в Мариинском театре, уже участвовали в дирижерском конкурсе в 2019 году и стали лауреатом. Что побудило вас снова стать конкурсантом?
АШ Да, я участвовал в конкурсе дирижеров в Нур-Султане в 2019 году, но не выиграл его, а стал лауреатом третьей премии. Решение же участвовать в этом конкурсе я принял по ряду причин. Во-первых, безумно интересно попробовать себя на конкурсе именно дирижеров духовых оркестров. Это совершенно другие (относительно симфонического оркестра) дирижерские внутренние ощущения работы с оркестром, ощущения появления звука, динамика, и еще много-много других факторов. Во-вторых, такого серьезного и качественного конкурса сейчас, в России, по крайней мере, нет. И грех не воспользоваться возможностью вновь себя немного проверить.
Ну а в-третьих, у меня был только один шанс, так как в конкурсе могут принимать участие дирижеры до 40 лет. Сейчас мне 39, и я знаю себя. Поленился бы, не поехал – потом всю жизнь жалел бы.
ЕК Конкурс имени Халилова – для дирижеров духовых оркестров. Есть ли особая специфика управления духовыми оркестрами и в чем она заключается?
АШ Конечно, есть. Для каждой группы оркестра так или иначе существует определенный подход дирижирования. И лично для меня на сегодняшний день работать с симфоническим оркестром проще. С духовым оркестром сложнее работать в первую очередь из-за проблем строя и динамики. Если струнные инструменты можно прибрать так, что они будут играть очень тихо, то в духовом оркестре это труднодостижимо. Вот здесь как раз мы и можем столкнуться с большими проблемами строя. Также в духовом оркестре часто композиторы пишут унисоны и удвоения. Это также может сильно сказываться на общем звучании оркестра.
Ну и, конечно, динамика. Духовой оркестр – это огромная машина. Задача дирижера в том числе заключается в том, чтобы эта машина не переходила на ор и рев, хотя часто мощные и талантливые произведения нас провоцируют на это. Только тщательно выверенный баланс оркестра может обеспечить хороший результат.
ЕК В жюри были руководители оркестров и фестивалей. Как победитель вы получили какие-либо интересные предложения?
АШ Я получил специальный приз от председателя жюри – народного артиста России и Республики Татарстан Александра Витальевича Сладковского. Он пригласил в сезоне 2022/2023 выступить в Казани с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан.
Для меня это большая честь и огромное удовольствие. Искренне благодарю Александра Витальевича за приглашение и за высокую оценку моего выступления на конкурсе.
ЕК В Мариинском театре вы ведете балетный репертуар. А как вы относитесь к опере?
АШ К опере я отношусь с большим уважением и трепетом. Если же говорить о дирижировании, то есть такая абсолютно справедливая фраза: «Балет дирижируют глазами, а оперу ушами». Это два абсолютно разных направления в нашей профессии. И тот, кто владеет и тем и тем, вот он и является настоящим дирижером.
Сейчас в моем арсенале порядка сорока балетов, но до этого лета не было ни одной оперы. Но однажды в театре произошел форс-мажор, и мне пришлось за четыре дня выучить и продирижировать сложнейшую оперу «Нос» Шостаковича. Было очень интересно проверить на себе работу дирижера в опере. Спектакль, к счастью, прошел очень хорошо. Однако сказать, что мне больше нравится – дирижировать балет или оперу, я однозначно не могу.
ЕК Если бы вам завтра предложили продирижировать оперным спектаклем, то какое название вы бы выбрали?
АШ Лет 20 назад я мог на протяжении всего года каждый день слушать оперу Пуччини «Богема». И тогда мне казалось, что это самая гениальная опера на свете. А еще через год я слушал только «Турандот». А еще через год в моей жизни существовала только опера «Мазепа» Чайковского. И так далее. Кстати, «Нос» был в том списке оперных спектаклей, которые я бы хотел продирижировать. А сейчас бы я выбрал «Пиковую даму» Чайковского. Почему? Потому что она гениальна с первой и до последней ноты.
ЕК Я приезжала в Мариинский театр на премьеру триптиха по Стравинскому. Расскажите, пожалуйста, вам близка была идея соединить оперные и балетную партитуры композитора в единую композицию? И как шла работа над этим спектаклем с точки зрения оркестра и певцов?
АШ «Байка про лису…», «Мавра» и «Поцелуй феи» – сочинения очень разные. Тем труднее было создателям спектакля во главе с хореографом Максимом Петровым достичь эффекта объединения трех сочинений воедино. Но им, по моему мнению, это удалось на славу.
«Байка» – это очень трудное сочинение Стравинского. Оно идет всего 15 минут, но какие это 15 минут! Основная сложность в этой постановке – как в «Байке», так и в «Мавре» – заключалась в том, что солисты оперы находились очень далеко от оркестра. Но это еще полбеды. Помимо того, что они были далеко, они еще были и высоко, что невероятно затрудняло коммуникацию оркестра и солистов оперы. Но и это мы смогли, по счастью, преодолеть.
Дать однозначный ответ, близка ли мне идея соединения оперы, сказки и балета, я не могу. В этом триптихе есть как плюсы, так и минусы. Но в целом я считаю эту постановку очень удачной и мне было очень приятно участвовать в ее создании.
ЕК Какая музыка вам близка?
АШ Я абсолютно всеяден. Обожаю Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Малера, Р.Штрауса, Iron Maiden, Pink Floyd, Deep Purple, Rainbow и так далее…
ЕК Вы по первой профессии ударник. Продолжаете ли вы выступать как инструменталист или полностью переключились на дирижирование?
АШ Я продолжаю выступать в составе ансамбля Renaissance Percussion. Однако все реже появляюсь в оркестровой яме театра. Полагаю, что скоро времени на это совсем не останется.
ЕК Какие ближайшие творческие планы?
АШ Пока ничего сверхъестественного не планируется. Готовлюсь в ноябре-декабре ввестись в новые для меня балеты в Мариинском театре, а также вести текущий репертуар.
ЕК Знаю, что у вас есть разные увлечения, например, футбол. Каково это – играть в команде с Валерием Гергиевым?
АШ Маэстро Гергиев несколько лет уже в футбол не играет, но любит его всей душой! А у нас в театре есть футбольная команда, в которую я вхожу. Каждый год в Санкт-Петербурге в течение года проводится чемпионат среди петербургских театров по футболу. На протяжении многих лет именно команда Мариинского театра занимает первое место. И все мы очень этим гордимся.