Владимир Федосеев: <br>Настоящим дирижером человек становится постепенно Персона

Владимир Федосеев:
Настоящим дирижером человек становится постепенно

Состоялся отчетный концерт «Студии молодых дирижеров» при БСО имени П.И. Чайковского

В  2019 году народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев объявил набор в стажерскую программу «Студия молодых дирижеров», организованную при поддержке Фонда президентских грантов на базе Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского. Тогда отобрали одиннадцать участников более чем из сотни заявок. Ребята два года посещали мастер-классы и концерты маэстро, работали с нотной библиотекой, плодотворно общались с оркестрантами и другими приглашенными дирижерами.

Наконец, в легендарной Пятой студии Государственного дома радиовещания и звукозаписи состоялись отчетные выступления участников. За пульт одного из самых известных российских оркестров, отметившего в прошлом концертном сезоне девяностолетний юбилей, встали Максим Минцаев, Ольга Звонарева, Игорь Андрюшин, Филипп Селиванов, Иван Шинкарев и Григорий Королев.

Итоги творческого процесса музыковед Сергей Буланов (СБ) обсудил с художественным руководителем «Студии молодых дирижеров» Владимиром Федосеевым (ВФ).

СБ Владимир Иванович, несколько лет назад мы с вами делали большое интервью, и вы говорили, что дирижерская профессия кажется вам исключительно возрастной.

ВФ Руками продирижировать партитуру можно почти в любом возрасте, сегодня немало самых юных вундеркиндов. Но музыкальная истина постигается с годами, с самой жизнью. Настоящим дирижером человек становится постепенно – чтобы самому рождать интерпретацию, нужен жизненный опыт.

СБ Как вы оцениваете стажеров «Студии» с точки зрения готовности к дирижерской профессии?

ВФ Я бы сказал так: они готовы к началу пути. Они очень музыкальны, заинтересованы. Некоторые уже работают в театрах или с оркестрами, и это хорошо слышно.

СБ Филипп Селиванов – дирижер «Геликон-оперы».

ВФ Он талантлив и интересен, хотя в его манере пока ощущается излишний пафос. Музыку не надо «терзать», она сама должна «появляться» у дирижера естественным образом. Но из всех участников по потенциалу я бы выделил именно его и Игоря Андрюшина.

СБ Как вы считаете, на что еще нужно обратить внимание молодому поколению?

ВФ Многие дирижировали подчеркнуто под музыку: неверная позиция, дирижер сам должен «давать» музыку. У всех чрезмерная жестикуляция, иногда вовсе однообразные жесты. С оркестром нужно «разговаривать»  не только руками, но и глазами, мимикой, внутренним самоощущением, энергетикой. Хотя, повторюсь, ребята способные. Я рад, что у них появилась полезная возможность поработать с большим оркестром. По сути, сегодня в России они такой возможности лишены. Заканчивают консерватории и смотрят «налево», на Запад.

СБ В концерте прозвучали две симфонии Чайковского: Первая и Четвертая. Может быть, кому-то из молодых дирижеров его стиль не очень подходил, и им нужно выбирать другую музыку?

ВФ Чайковский не может не подходить русскому человеку. Но его можно понять или не понять. Даже выдающиеся западные интерпретаторы зачастую не понимают русскую музыку, потому что она содержит ту необъяснимую глубокую сокровенность, данную Богом именно нам, русским людям. Раскрыть смысл и понимание – моя цель в работе со стажерами. Технически сейчас все в какой-то степени грамотны, но не это самое главное в дирижерском искусстве.