Британский композитор сэр Джеймс МакМиллан объявлен резидентом Петербургской филармонии сезона 2021/2022. В первом концерте, который состоится 27 ноября, Академический оркестр под управлением Александра Титова осуществит две российские премьеры сочинений композитора.
Сэр Джеймс МакМиллан дал эксклюзивный комментарий специально для журнала «Музыкальная жизнь»:
«В первом концерте будут исполнены две мои пьесы: симфоническая фантазия “Британия” и Larghetto. В этих произведениях публика услышит своеобразные “воспоминания” о западных музыкальных традициях. В “Британии” есть некая игра с традицией и ироничный взгляд на нее, шутка и сардонический смех при взгляде на определенные музыкальные стили. Здесь есть небольшие воспоминания о британской оркестровой музыке, шотландской и британской народной музыке, но все это – своего рода улыбка, проглядывающая через музыкальную ткань.
К концу пьесы звучание становится довольно мрачным. Я не знаю, что это значит, и не думаю, что здесь нужно специально искать особый смысл, ведь подсознание – странная вещь: иногда, когда мы пытаемся улыбнуться, может проявиться какой-то другой аспект эмоций. Но в этом-то и заключается сила и, конечно, тайна музыки: новые смыслы и неожиданные глубины могут открываться в ней независимо от замысла композитора и становиться неожиданностью даже для него самого.
Что касается Larghetto – я очень люблю хоровую музыку и провожу много времени за ее сочинением. С Larghetto я решил поработать особым образом и сделать оркестровую аранжировку своего хорового произведения. В музыке есть один пример, на который я здесь ориентировался и хотел бы обратить ваше внимание: это пьеса американского композитора Сэмюэла Барбера. Одно из самых известных его сочинений – Adagio для струнных, которое звучало на похоронах Дж.Ф.Кеннеди и стало после этого очень популярным. Но оно также существует как хоровая вещь на текст Agnus Dei. Мне всегда было интересно, как это произведение смогло функционировать одновременно и как хоровое, и как очень успешная пьеса для струнных. Я решил сделать то же самое с Larghetto. Публика услышит в нем воспоминания о хоровой традиции: это такое слияние вокальной драматургии и оркестрового звучания».
Реализация проекта стала возможна благодаря международной программе UK – Russia CreativeBridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.
Сэр Джеймс МакМиллан – британский и шотландский композитор, важную роль в творчестве которого играет работа с музыкальными традициями и их интегрирование в современность. Сэр Джеймс не случайно стал резидентом Петербургской филармонии этого сезона – композитора всегда вдохновляла не только русская культура, но и история русской музыки: «Санкт-Петербург – потрясающе красивый город, все это знают. В прошлый мой приезд мой хороший друг и коллега из Британского совета Ник Уинтер организовал невероятную экскурсию, и у меня остались невероятно теплые впечатления от этого города. Кроме того, музыкальное наследие России всегда вдохновляло меня: прогуляться по улочкам, где бывал Чайковский, увидеть места, где творили другие великие композиторы, – это имеет большое значение для меня».