Кино и немцы События

Кино и немцы

В Большом зале консерватории стартовал этап «читок» композиторского конкурса «Партитура».

Ноу-хау этого проекта в том, что жюри не просто знакомится с нотами или демо-записями конкурсных опусов, но счастливчики, попавшие в шорт-лист, получают возможность услышать свои творения в исполнении симфонического оркестра. По итогам таких публичных прослушиваний эксперты должны выбрать лауреатов. «Партитура» поддержана Фондом президентских грантов и проводится с размахом. Серьезный пул экспертов, денежные призы.

В этом всероссийском конкурсе молодых композиторов – восемь номинаций, охватывающих  все ведущие жанры и форматы современной академической музыки. В конкурсе будут участвовать и работы, написанные для большого оркестра, и камерная музыка, и произведения для театра, и джаз, и песенное творчество, и даже экспериментальные виды музыкального сочинительства. В этом году конкурс расширился – появилась номинация «хоровая музыка».

Но пока стартовали с произведений для кино и для эстрадно-симфонического оркестра. Партитуры весьма качественно представил МГАСО (худрук – Павел Коган) с Алексеем Ходорченковым за дирижерским пультом.

Свое мнение высказал присутствовавший в БЗК Александр Клевицкий – композитор, художественный руководитель и главный дирижер Академического большого концертного оркестра имени Юрия Силантьева. «Мне понравилась и сама идея конкурса, и то, что новую музыку играли в Большом зале Московской консерватории. Для начинающих авторов и для самого состязания  – это крайне престижно. Я хотел бы похвалить оркестр Павла Когана, который, на мой взгляд, с задачей отлично справился. По поводу того, что мы услышали,впечатления разные. Я бы поставил в приоритет партитуры первого отделения в номинации “киномузыка”: отбор сочинений соответствовал тому, что мы пониманием под данным жанром. Я бы выделил композитора Якова Александрова, который показал себя настоящим мастером – он замечательно владеет оркестровкой, у него очень богатая партитура, яркие, почти осязаемые музыкальные образы, как и должно быть в фильме. Назову имя Ксении Демчук: ей всего 18 лет, но она произвела впечатление талантливого зрелого автора. Я рад, что конкурс открывает новые дарования».

Неоднозначные чувства вызвали партитуры, представленные в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение». Хотелось задать вопрос: какими критериями руководствовались те, кто сформировал этот список конкурсантов? Фактически звучали полноценные симфонические композиции с использованием традиционных академических форм и приемов развития (вплоть до фугато), конфликтной драматургией. По каким признакам мы определяем принадлежность к эстрадному жанру? По мнению Александра Клевицкого, эстрадно-симфонический оркестр отличает использование ритм-секции, которая была лишь эпизодически задействована только в двух конкурсных опусах из шести: «В эстрадной музыке масса стилевых направлений: джаз, рок, танцевальная музыка, диско и прочие. Первые три сочинения из второго отделения совсем не соответствовали объявленной номинации – по сути, это было продолжение кинокомпозиций. Пожалуй, только самый последний номер, “Клоуны” Михаила Дубовика, написанный в стиле диксиленда, приближался к эстрадному формату.  И как раз этот автор уже выбыл из конкурса, получив спецприз, поскольку формально по возрасту – ему 36 лет – он не имеет право участвовать в общем соревновании. В контексте услышанного у меня как у руководителя эстрадно-симфонического оркестра возникла мысль, что хорошо бы организовать специальный композиторский конкурс на создание партитур для нас, потому что наш репертуар базируется на музыке середины прошлого века. Новых произведений мы не видим».

Впереди еще несколько подобных «читок», а финальные результаты будут объявлены 25 марта 2022 года.