Чувство меры и хороший вкус События

Чувство меры и хороший вкус

Госкапелла под управлением Валерия Полянского отпраздновала юбилей концертом в БЗК

Госкапелла России – один из знаковых брендов отечественной музыкальной культуры. За плечами коллектива и его создателя Валерия Полянского – впечатляющий багаж грандиозных концертных программ, записей, любовь слушателей и россыпь восторженных критических откликов. В этом сезоне маэстро и его детище отмечают двойной юбилей – полвека хору и тридцать лет всей Госкапелле. Как и все привычное и кажущееся ныне вечно существующим, Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальная в мировой практике институция – формировалась постепенно.

Как вспоминает в одном из интервью Валерий Полянский, иметь свой хор было его мечтой. И вот 1 декабря 1971 года в Малом зале Московской консерватории первый концерт дал студенческий хор, собранный 22-летним воспитанником Бориса Куликова и Одиссея Димитриади. Созданный на голом энтузиазме, коллектив постепенно обретал вес. С триумфом выиграл Гран-при на конкурсе «Гвидо д’Ареццо» в Италии (1975), много гастролировал, участвовал в культурной программе московской Олимпиады и вскоре стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. На сломе эпох, в 1991-м, хор Полянского входит в состав образуемой с подачи Геннадия Рождественского симфонической капеллы, и с той поры до настоящего времени Валерий Кузьмич – ее художественный руководитель.

Хотя Полянский признавался, что создать хороший хор сложнее хорошего оркестра, обе задачи успешно достигнуты. За долгие годы под руководством Полянского сформировалсясовершенно удивительный по возможностям инструмент, которому подвластно практически все. Московский слушатель хорошо помнит концертные исполнения опер Верди, Чайковского, Мусоргского – «модным» этот формат сделал именно Полянский. Помнит и смелое обращение к монументальным ораториально-симфоническим полотнам. В том числе ко всем малеровским симфониям (к слову, в начале юбилейного сезона к Восьмой). В репертуаре встречались и редкие для российской сцены «птицы» – например, опусы Брукнера. Легендарным стал сам камерный хор, освоивший на сегодняшний день практически всю хоровую литературу – от мадригалов Джезуальдо до сочинений Денисова и Губайдулиной.

Несмотря на «дуалистическую» сущность коллектива, на концерте в Большом зале консерватории, приуроченном к юбилею, хор и оркестр капеллы представили по отдельности, тем самым в максимальном приближении продемонстрировав их достоинства.

Первое отделение, посвященное произведениям для хора a cappella, было выстроено по хронологическому принципу – так, ретроспективно предстало развитие отечественного хорового искусства. Увертюрой ко всему вечеру стал Концерт для хора № 15 «Приидите, воспоим» создателя классического типа русского хорового концерта Дмитрия Бортнянского. Уже с первых звуков хор продемонстрировал высочайшее мастерство исполнения: цельность звучания, точность дикции и интонации, прослушанность всех голосов. За гимническим опусом Бортнянского последовали сочинения композиторов-романтиков. «Вечер» и «Посмотри, какая мгла» Сергея Танеева из Двенадцати хоров на стихи Якова Полонского составили друг другу гармоничную пару, причем меланхоличность первой оттенялась патетикой и нервом второй. Еще два хора, признанных вершинами русского романтизма, – «Осень» (слова А.Пушкина) и «Нам звезды кроткие сияли» (слова А.Плещеева) Виктора Калинникова – привнесли нотку отточенной и выверенной красоты.

Ожидаемо вечер «подхватили» шедевры духовной музыки – «Литургия Святого Иоанна Златоустого» Петра Чайковского и «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Интерпретации этих произведений – одна из визитных карточек Полянского и его хора. Их образцовые записи давно стали хрестоматийными. Образцовым стало и это живое консерваторское исполнение, но более всего впечатлило тонкое чувство стиля дирижера и артистов. После светских хоров уже с первых звуков «Тебе поем» и последовавших за ним «Достойно есть», «Отче наш», «Хвалите Господа с небес» Чайковского очевидно было иное звучание хора: камерное, кроткое и единенное. Акустика зала в эпоху пандемии (БЗК даже наполовину не был полон) здесь сыграла на руку: звук обрел церковную полетность. Особенное богатство палитры тембров и разнообразие нюансов проявилось в пяти номерах «Всенощной» Рахманинова – одной из сложнейших и любимой многими дирижерами-хоровиками партитуре. Здесь отчетливо прослушивалось изысканное многоголосие этой новаторской для своего времени и жанра музыкальной ткани, славящейся оригинальностью и смелой выдумкой.

В юбилейный вечер невозможно было обойтись без Концерта для хора на слова Григора Нарекаци, созданного Альфредом Шнитке специально для Государственного камерного хора в 1985 году. Прозвучали вторая часть «Собранье песен сих…» и четвертая «Сей труд, что начинал я с упованьем…». Неповторимая стилистика сочинения одного из крупнейших композиторов второй половины XX века – своеобразный мелодизм вкупе с терпкой гармонической вертикалью – бережно и чутко интерпретирована дирижером: это сбалансированное и выверенное вплоть до тончайших нюансов исполнение можно смело назвать выдающимся.

Полянский не раз говорил, что Рахманинов – один из любимейших композиторов, поэтому выбор Второй симфонии русского классика для представления оркестра капеллы стал вполне очевидным. Масштабное (четырехчастная симфония длится почти час) произведение, впитавшее традиции как русского, так и западного симфонизма (в ней прослеживаются черты малеровских опусов), требует большого мастерства от дирижера и оркестрантов. Полянский блистательно вел оркестр за собой, увлекая его и слушателя продуманной трактовкой. На высоте и музыканты: мощь и почти театральный трагизм разработки первой части, маршеобразность Allegro из второй были подкреплены великолепной медной группой. В знаменитом Adagio блистали струнные и деревянные духовые, да и сама интерпретация Полянским этой приторно красивой и изысканной части отличалась, как всегда у маэстро, чувством меры и хорошим вкусом. Исполненный с экспрессией и большим азартом,стремительный финал симфонии празднично подытожил знаменательный концерт.