Как и в прошлые годы, на фестивале «Видеть музыку» стояла задача показать максимально объективную панораму состояния российской сцены, в разных жанрах и из разных регионов. Чтобы подвести итоги и собрать воедино пеструю мозаику увиденного, в Музыкальной гостиной Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прошел круглый стол на тему «Итоги фестиваля. Тенденции. Тренды. Традиции». Участники – музыкальный критик Мария Бабалова, театровед и журналист Сергей Маргулис, журналист и балетовед Павел Ященков и заместитель художественного руководителя театра «Школа современной пьесы», театральный критик Екатерина Кретова. Из зала конференцией руководил художественный руководитель и идейный организатор фестиваля Георгий Исаакян.
Участников конференции на правах гостеприимного хозяина поприветствовал директор МАМТ Андрей Борисов. Георгий Исаакян в своем вступительном слове пообещал, что «когда критики выскажутся, мы пойдем работать над ошибками и не будем горевать».
По словам Марии Бабаловой, в этом году различные жанры оказались представлены более-менее равномерно, хотя, по ее мнению, некоторые театры могли бы дать более свежие названия. Из конкретного Бабалова выделила группу спектаклей Ростовского музыкального театра за свою масштабность, яркость и современность оформления, особенно отметив «Турандот», где она похвалила голоса, которые «могут покорить столицу». Как знаковый был назван и спектакль «Новая жизнь» Башкирского оперного театра, опять же, за актуальный формат: «Ксожалению, современную оперу не жалуют, а ведь она вовсе не страшная». Среди тенденций известный критик отметила, что не хватает музыкальных лидеров-дирижеров, которые бы перетянули на сегодня звание «главного» у режиссеров. На ее вкус, обыгрывание ситуации текущей пандемии на сцене быстро приедается и противоречит желанию публики отвлечься от действительности (не говоря о повторениях постановок в нековидном будущем, где постоянные призывы «не болеть» будут неактуальны).
Обстановку разрядил Сергей Маргулис своим позитивным настроем и юмором. Несмотря на изначальный скептицизм по отношению к фестивалю, он со временем проникся свободой выбора спектаклей («Захотели – показали!»). По его предложению дискуссия приобрела более интерактивный характер, с диалогом между сидящими за столом и аудиторией: в частности, директор Нижегородского камерного музыкального театра имени В.Т.Степанова Николай Коровин ответил на вопросы относительно привезенных постановок его театра.
Екатерина Кретова вкратце рассказала о показанных на фестивалях мюзиклах, попутно коснувшись общего состояния мюзикла в России. Среди основных затронутых проблем –исполнение под фонограмму вместо живого оркестра и важность либретто, которое в мюзикле нельзя просто игнорировать или свободно переделывать. На фестивале «Видеть музыку» ее порадовала пестрота сюжетов, как из русской классики, так и из современности.
Павел Ященков затронул проблему отсутствия современной хореографии на фестивале, подчеркнув, что нынешняя поросль балетмейстеров – люди с изначально академическим образованием. Впрочем, он отметил, что в балетах «О чем молчат камни» и «Свет погасшей звезды» Башкирского театра хореограф Ринат Абушахманов смог продемонстрировать владение разной лексикой, от модерна в первом случае до танцев на пуантах – во второй постановке.
Итог конференции можно сформулировать, процитировав вновь Сергея Маргулиса: «Как хорошо, когда люди знают законы жанра и умеют их нарушать».
Фестиваль завершился ежегодной церемонией награждения премией «Легенда» выдающихся деятелей культуры. Ее лауреатами стали: народный артист СССР Юрий Григорович, народные артисты России Галина Писаренко, Татьяна Кладничкина и Геннадий Верхогляд, народная артистка Республики Карелия Нина Болдырева, заслуженные деятели искусств РФ Марина Нестьева и Владимир Кобекин, заслуженный работник культуры РФ Борис Ротберг. Так осуществляется связь времен и символическая передача эстафеты следующим поколениям. А зрители уже ждут Седьмой фестиваль «Видеть музыку» – ведь театральная жизнь не стоит на месте, и в регионах уже вышло с десяток премьер, которые с удовольствием оценят и столичные зрители.