Разрушение стереотипов События

Разрушение стереотипов

Хибла Герзмава и Элина Гаранча спели совместные концерты в Москве и Санкт-Петербурге

Нередко наш слух коробят такие «пожелания» перед классическими концертами: «хорошего отдыха», «приятного вечера», «наслаждайтесь». Хотя жанр в первую очередь предполагает не только приятное времяпрепровождение, но и серьезную интеллектуальную работу через осмысление и обдумывание услышанного. В какой-то степени концерт Хиблы Герзмава и Элины Гаранча примерил две составляющие «культурного мероприятия»: качество и музыкальные подробности обеспечили редкое наслаждение, в каком-то смысле, действительно, и отдых.

Последовательно концерт разрушал многие стереотипы – и это лучшая похвала для музыкантов, способных свою творческую правоту доказывать исключительно искусством. Например, Госоркестр имени Светланова без Владимира Юровского зачастую теряет не то чтобы мастерство, скорее, энергетику. И здесь уже ожидания превзошел дирижер Фабио Мастранджело – итальянско-французская оперная программа ему подчинилась, музыка преподносилась стильно, логично и оправданно, без единого спада в «дурновкусие». Знаменитая Баркарола Оффенбаха из оперы «Сказки Гофмана», исполненная певицами в дуэте, оказалась очищенной от типичных для нее опереточных штампов. И не только она прозвучала нетривиально.

В успехе оркестра важную роль играли главные героини. Природа их больших голосов и отточенная техника позволяли думать о нюансах и динамических оттенках, о взаимосвязи вокальной партии и оркестровых красок, обе они без наигранности вели «диалог» с солирующими инструментами, например. Обе «мотивированным» пением, то есть осознанным и продуманным, заведомо предотвращали темповые и другие художественные проблемы. Наконец, огромный сценический опыт помог им превратить концерт в «коллаж» из мини-спектаклей.

Хибла Герзмава, честно сказать, разрушает стереотип о себе буквально каждым появлением на сцене. Вроде бы все мы слышим ее странную и очень громкую манеру брать дыхание, иногда не совсем идеальную интонацию. Но ничего из перечисленного не сказывается на вокальной технике: специфическое дыхание, конечно, связано с индивидуальной физиологией. Хворостовский дышал примерно так же, кстати. Но это непринципиальные «детали». Важнее то, как она делает музыку. Например, даже коронная для певицы ария Леоноры из «Трубадура» Верди у нее звучала свежо и не запето благодаря точному следованию нотному тексту и искренним эмоциональным переживаниям. При этом трактовки у нее всегда подчеркнуто академичны, что характерно и для ее коллеги, но совсем не типично для современных певиц с целым арсеналом ненужных «штучек».

Элина Гаранча – звезда, которую публика ждала с особым нетерпением. Сегодня она является ведущей певицей в мире среди меццо-сопрано и для «романтического» репертуара имеет идеальный голос: с полноценно озвученным диапазоном, выровненным во всех регистрах. Поражают ее стилистические знания. Кто еще сегодня способен внятно озвучить арию Принцессы де Буйон из оперы «Адриана Лекуврер» Чилеа без форсирования в самом начале? Жаль, что она не спела свою «визитную» Далилу. Это ведь тоже надо уметь – сделать самую популярную музыку абсолютно «своей» и по-своему.

Нельзя не упомянуть в данном контексте один щепетильный момент. Но, думается, и этот факт лишний раз сделает честь примадоннам. Сегодня Хибла Герзмава и Элина Гаранча объективно не только на пике славы, но и возможностей. Век оперный недолог, и мы не успеем оглянуться, как их карьера скоро пойдет на спад – но сегодня многие даже до этой возрастной границы такую шикарную форму не сохраняют. Они же звучат великолепно, без всякой моральной и голосовой «усталости», без видимых усилий и напряжения.

Примадоннами они называются по законному праву. И нет, не только лишь серьезные международные карьеры навсегда закрепили за ними этот статус. Опера – это голос. У обеих певиц  голос от природы наделен всеми необходимыми качествами, такими как объем, полетность, гибкость. И каждая обладает невероятно выразительным тембром, что нам следует ценить как  основное преимущество. Сегодня, когда вокалисты в массе своей неприлично похожи друг на друга, Хибла Герзмава и Элина Гаранча узнаваемы с первых же нот.