Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса подготовил новую программу и представит ее в Европе и России. Оркестр уже исполнил Четвертую симфонию Дмитрия Шостаковича и новое произведение Марко Никодиевича в Гамбурге, концерты также пройдут в Берлине, Париже, Москве и Санкт-Петербурге. Концерты будет сопровождать образовательная программа, подготовленная при поддержке генерального партнера musicAeterna — банка ВТБ. Гастрольный тур начался 28 ноября, концерт в Москве состоится 7 декабря, в Санкт-Петербурге — 12 декабря.
Премьера Четвертой симфонии Шостаковича должна была состояться в Ленинградской филармонии ровно 85 лет назад — в декабре 1936 года. Но композитор отменил ее. Как теперь известно, сделать это Шостаковича вынудило руководство Союза композиторов. Именно в тот год Шостакович подвергся публичной травле после того, как газета «Правда» опубликовала известные статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Впервые симфония была исполнена только в 61-м году, и с тех пор началась история интерпретаций и расшифровок эзопова языка этого колоссального послания.
Партитура Четвертой симфонии невероятно сложна: это масштабное, необычное по структуре сочинение для гигантского оркестрового состава, которое поражает внезапными поворотами действия и резкими контрастами, свободной трактовкой форм, тесными переплетениями высоких и низких жанров, тематической перенасыщенностью. Эмоциональный склад симфонии можно описать лишь в превосходных степенях — от предельного напряжения через жесточайшую иронию к смертельному отчаянию.
Следуя принципу соединения классики и новой музыки в одной программе, вместе с шедевром Шостаковича Теодор Курентзис и musicAeterna исполнят сочинение, специально заказанное сербскому композитору Марко Никодиевичу (стратегическим партнером программы «musicAeterna. диалоги» выступает французский ювелирно-часовой дом Cartier). Токката для оркестра parting of the waters into heavens and seas / secundus dies Никодиевича — это красочная штудия на тему второго дня творения. В основе пьесы — простые мелодико-ритмические фигуры, которые самовоспроизводятся и мутируют, словно живой генетический материал. Ладовые элементы сербской традиционной музыки, часто встречающиеся в произведениях Никодиевича, рассредоточены между разными инструментами.
Марко Никодиевич, композитор:«Мир, состоящий из одного-единственного элемента, воды, и разделяемый ею на небеса и океан, — невероятно поэтичный ветхозаветный образ. Композитор-пурист написал бы о Мировом океане нечто предельно монотонное, я же вижу природу этого мира в бесконечной изменчивости. Я создал колористичную оркестровую фантазию вне каких-либо эстетических или социально-политических концептов — словно старомодный академический композитор».
Мировая премьера нового сочинения Марко Никодиевича состоялась 28 ноября в Гамбурге. Оркестр musicAeternaпод управлением Теодора Курентзиса исполнил программу дважды в Эльбской филармонии, затем повторит ее в Берлинской филармонии 1 декабря и в Парижской филармонии 4 декабря. После оркестр вернется в Россию и представит свою интерпретацию Четвертой симфонии Шостаковича и премьеру пьесы Марко Никодиевича 7 декабря в Большом зале Московской консерватории. 12 декабря оркестр сыграет Четвертую симфонию в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.