HISTORY OF THE RUSSIAN PIANO TRIO. Vol. 1–5 <br>The Brahms Trio <br>NAXOS Релизы

HISTORY OF THE RUSSIAN PIANO TRIO. Vol. 1–5
The Brahms Trio
NAXOS

У этого «пятитомника» (пока еще «пятитомника»: музыканты Брамс-трио и компания Naxos обещают, что «томов» будет пятнадцать!) очень точное и многозначное общее название – История. «История русского фортепианного трио». Не антология, не собрание, не коллекция. Именно история – всеобъемлющая, полная. И захватывающе интересная! С одной стороны, история целого жанра в отдельно взятой стране. Но с другой, каждое составляющее эту эпопею произведение рассказывает и свою собственную историю – дружбы, любви, трагедии – человеческой жизни во всех ее проявлениях. И дарит целый калейдоскоп эмоций! До чего же интересно слушать и открывать для себя всю эту Историю! Тем более интересно, что среди сочинений, тщательно отобранных основательницей ансамбля Брамс-трио Наталией Рубинштейн (фортепиано), а также Николаем Саченко (скрипка) и Кириллом Родиным (виолончель), есть настоящие открытия. Да, перед нами еще и «учебник истории», научная ценность которого до конца пока даже не осознана.

Кстати, всем слушателям в обязательном порядке следует прочитать аннотации к каждому диску. В них содержится кладезь ценнейшей информации, которой больше нигде не найти.

Первый «сезон» проекта носит название «Эпоха Российской империи» (запись производилась в Большом зале Московской консерватории в 2017–2018 годах). Он открывается «точкой отсчета» русского фортепианного трио – Трио ми-бемоль мажор Александра Алябьева, написанным в 1815 году. И «брамсовцы» сразу задают сверхзадачу: доказать, что несправедливо относить автора к «композиторам второго ряда»! Для них вообще не существует никаких «вторых рядов»! «Свежесть бывает только одна – первая!» Каждое произведение – неповторимый шедевр. И такой подход дает потрясающие результаты. Мы совершенно по-новому воспринимаем знакомые произведения, например, трио «Памяти великого художника» Чайковского. И открываем неизвестные страницы – трио «Памяти Антона Рубинштейна» Павла Пабста. Словно по-другому и не может отныне звучать тонкий исповедальный Глинка, шумановско-­листовский Антон Рубинштейн, композиторы «балакиревского кружка» – Римский-­Корсаков, Кюи и Бородин, и композиторы, творившие «на рубеже эпох», – Аренский и Танеев.

Брамс-трио – безупречный ансамбль, настоящая слаженная команда, существующая в абсолютном единстве и идеальном равновесии. И безусловно, Наталия Рубинштейн – первая среди равных! Будучи тем прочным фундаментом, на котором строится все музыкальное «здание», она ни разу не поддается на «композиторские провокации» выдвинуть свое мастерство на первый план, например, в Трио Рубинштейна, где виртуозная фортепианная партия словно «просится» затмить своих партнеров (пожалуй, лишь в Трио Аренского фортепиано отдано явное преимущество). Более того, в Адажио у того же Рубинштейна волнующий «вокальный» дуэт скрипки и виолончели в изумительном исполнении Николая Саченко и Кирилла Родина настолько тонко подчеркивается голосом фортепиано, что создается непередаваемый эмоциональный эффект. А разнообразие вариаций во второй части Трио Чайковского! Это высший пилотаж мастерства всех трех музыкантов.

И ­все-таки главный сюрприз дарит слушателям 5-й диск проекта. Диск мировых премьер! Владимир Дик (1882–1943), Константин фон Штерн­берг (1852–1924), Сергей Юферов (1865–1927?). Эти имена мало что скажут широкому слушателю. Но только до тех пор, пока он не услышит их произведения. Музыканты Брамс-трио делают благороднейшее дело. «В российских государственных архивах, в музеях и частных коллекциях, в архивах Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, в библиотечных собраниях европейских и американских университетов, – рассказывает Наталия Рубинштейн, – мы нашли рукописи и редкие издания сочинений, которые, как часто и имена их авторов, до сих пор оставались в абсолютном забвении. Среди них есть такие находки, музыка такой невероятной красоты, которая вызывает у исполнителя восторг и трепет». Добавить нечего.

И ­все-таки трудно удержаться, чтобы не выделить особо Трио до минор (соч. 52) Сергея Юферова, посвященное чешскому скульптору Йозефу Кратине (1872–1953). Написанное в 1911 году, на пике расцвета эпохи модерна, Трио не столько воплощает музыкальными средствами скульптурные образы, сколько, кажется, свободно отвергает вообще любые границы формы. Удивительное многоплановое произведение, можно сказать, и декоративное, и провидчески-­философское. Одновременно – «новое искусство» и «конец века», Art Nouveau и fin de siècle. Перетекание одного в другое, вдохновенная причудливость линий, игра красками и полутонами, попытка преодоления ­чего-то зловещего, но неизбежного, боль утраты, переход в бессмертие… Продолжение следует.