Рассказывать нашу историю можно с разным настроением и с разным подходом к теме. Но любые события имеют свою предысторию. Созданию Фонда предшествовала поездка директора Свердловскойфилармонии Александра Николаевича Колотурского в Америку, в ходе которой состоялось знакомство с системой организации концертного дела в сфере классической музыки и родилось четкое понимание необходимости глубинных перемен концертной деятельности России. Будучи по натуре реформатором и новатором, по возвращении А. Н. Колотурский начал активно претворять новые идеи в жизнь, и с его подачи в филармоническом сообществе с начала девяностых появились слова «менеджмент», «маркетинг» и странный «фандрейзинг».
Если же обратиться к официальным документам, то первым назовем Указ губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя № 300 от 31 июля 1996 года «О мерах по поддержке Уральского академического филармонического оркестра», в котором в пункте 1 утверждалось, что УАФО отныне находится под покровительством губернатора Свердловской области, а в пункте 3 одобрялась общественная инициатива по созданию Благотворительного фонда поддержки того же оркестра.
Второй по времени документ – Протокол учредительного собрания благотворителей и добровольцев от 6 августа 1996 года. Именно в тот день инициативная группа создала Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра во главе с Советом попечителей.
И наконец – официально утвержденный Управлением юстиции Свердловской области в декабре 1996 года первый вариант Устава Фонда.
Но возвращаясь ко времени создания Фонда, понимаешь, что не хочется сухого отчета. Потому что переполняют эмоции, ощущение жизненной удачи и благодарность ко всем, кто с самого начала и по настоящее время участвовал и участвует в невероятном деле создания, становления и развития Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, которому в этом году исполнилось 25 лет!
Честь работать в такой команде с первого дня!
Миг творчества и созидательности в новом для всех деле, вместивший в себя 25 лет. Миг, промелькнувший и очень емкий – по удачам и неудачам, открытиям и сохранению традиций. Миг, вместивший длинный путь, на протяжении которого Совет попечителей совместно с командой Свердловской филармонии преодолевал трудности, решал новые для себя задачи и шел к высокой цели – вместе с Уральским филармоническим оркестром и его главным дирижером Дмитрием Лиссом.
А цель, сформулированная по прошествии первых пяти лет работы Фонда, действительно была высокой: Уральский академический филармонический оркестр должен был встать в ряд лучших симфонических оркестров России, наряду с оркестрами обеих столиц, чьи названия были уже брендами.
Ода – само слово заключает в себе торжественность по отношению к тем, к кому оно обращено. В текст, наряду с торжественностью, хочется вложить максимальное количество благодарности и тепла в адрес людей, которые, назвавшись «попечителями оркестра», добровольно возложили на себя ответственность за жизнь огромного творческого коллектива, за его развитие и наполненное творчеством поступательное движение вперед.
За время деятельности Фонда членами его органов управления (сначала Совет попечителей, затем Правление Фонда) было 49 человек. Несмотря на разный срок осуществления этими людьми своих попечительских обязанностей – от самого короткого до многолетнего – ни об одном человеке из их числа нельзя сказать «случайный».
Случайных людей в нашем Совете не было никогда. Собственники крупного бизнеса и общественные деятели, топ-менеджеры больших компаний – вот профессиональный срез попечительского сообщества. Традиционно с первого состава по поручению губернатора в Совете всегда присутствовали представители власти самого высокого уровня. В том числе и потому, что Совет попечителей не только сам осуществлял сбор благотворительных пожертвований, но и активно лоббировал интересы оркестра перед руководителями региона. Именно так появились первые правительственные программы поддержки Уральского филармонического оркестра в конце 1990-х, которые позволили сделать качественный рывок в развитии коллектива. Через попечителей возникала поддержка со стороны власти многих творческих инициатив.
С первого дня и по настоящее время Фондом руководит Владимир Алексеевич Черкашин.
Один из самых уважаемых представителей банковской сферы Урала, последние двадцать лет возглавлявший Уральский банк ПАО Сбербанк, в настоящее время являющийся советником Президента, Председателя Правления ПАО Сбербанк Германа Грефа, Владимир Алексеевич Черкашин являет собой образец человека глубокой культуры, разбирающегося в музыке, живописи. Одновременно с этим – и погружение в проблемы оркестра, в тонкости финансирования, в процессы организации концертного дела.
Не просто профинансировать ту или иную программу по просьбе главного дирижера оркестра Дмитрия Лисса и директора филармонии Александра Колотурского, но досконально разобраться, почему и какая сумма требуется, какие цели будут достигнуты и что решение данной проблемы даст оркестру и непосредственно музыкантам, – этот подход всегда отличал В. А. Черкашина.
Случай, безусловно, уникальный – 25 лет В. А. Черкашин ведет за собой команду единомышленников. Наши попечители росли и крепли вместе с оркестром. Их компании становились российскими брендами, оставаясь при этом надежными партнерами Уральского академического филармонического оркестра: АК «Уральские авиалинии», «Трубная металлургическая компания» и «Группа СИНАРА», Уральская горно-металлургическая компания, Уральский оптико-механический завод, Центр косметологии и пластической хирургии имени С. В. Нудельмана, Компания «ФОРЭС», НП «Атомстройкомплекс», КОРИН-холдинг, ГК «AVS Group».
Особая роль в попечительстве над оркестром со дня выхода Указа в 1996 году отводилась и отводится руководителю региона – губернатору Свердловской области.
Эдуард Эргартович Россель принял беспрецедентное для своего времени решение, взяв под покровительство симфонический оркестр и тем самым показав всему обществу, в первую очередь, бизнесу, важность поддержки именно этого творческого коллектива. Сохранилась резолюция на благодарственном письме после посещения им концерта УАФО в Concertgebouw (Амстердам): «Такие мероприятия прославляют уральцев, Свердловскую область на весь мир».
Вступившие после Э. Э. Росселя в должность губернатора А. С. Мишарин и Е. В. Куйвашев каждый с готовностью и пониманием приняли на себя почетную и ответственную функцию главного покровителя оркестра. Российская традиция, российский менталитет и работа бизнеса в России во многом обусловлены взаимоотношениями с властью. Именно поэтому позиция первого лица во власти так важна для успешного осуществления общественных инициатив – чтобы «вместе», а не «вопреки».
В нашем Совете попечителей есть статус «Почетный попечитель». В настоящее время им обладают четыре выдающихся музыканта, с которыми Уральский академический филармонический оркестр связывают не только творческие связи, но и личная дружба: Валерий Гергиев, чей творческий дирижерский путь начался с нашего оркестра, Владимир Спиваков, которого связывают теплые отношения и с губернатором Э. Э. Росселем и с В. А. Черкашиным, Юрий Башмет и Денис Мацуев, давно и тесно сотрудничающие с Уральским филармоническим оркестром.
Деятельность Фонда всегда осуществлялась в рамках благотворительных программ и направлений, ежегодно утверждаемых Советом (Правлением) Фонда.
Одной из самых важных программ, позволивших сохранить оркестр и придать ему кадровую стабильность в очень трудное время, была программа социальной поддержки музыкантов оркестра. Появившись как аналог американской системы «поддержка стула (или позиции) в оркестре» (chair support, chair endowment), когда благотворители содержали конкретную оркестровую позицию (от главного дирижера до рядового артиста), наша программа начиналась также с выплаты ежемесячной финансовой субсидии – сначала только главному дирижеру и ведущим музыкантам оркестра. Это происходило в условиях высочайшей конкуренции с российскими и зарубежными оркестрами, при возможности для хорошего музыканта получить высокооплачиваемую позицию в любом из них. Возникла опасность оттока наших музыкантов в другие оркестры, и эту опасность необходимо было минимизировать достойным финансовым содержанием артистов нашего оркестра.
Начав с главного дирижера и одиннадцати концертмейстеров групп, через два года программа охватила ежемесячной материальной помощью каждого музыканта оркестра. Суммы определялись главным дирижером оркестра и директором филармонии: они были разными в зависимости от уровня и статуса музыкантов и утверждались Советом попечителей.
Программа в полном объеме действовала с конца девяностых годов до 2011 года, составляя 7–8 миллионов рублей в год. С 2012 года объем этой благотворительной поддержки стал снижаться благодаря другим возросшим источникам (в том числе бюджетным и собственно заработанным филармонией средствам). Программа сохраняется до сих пор, поддерживая музыкантов в трудных для них жизненных ситуациях.
Программа, стартовавшая в конце 2000 года и продолжающаяся до настоящего времени, позволила оркестру звучать лучше, качественнее, благороднее. «Звучащая хронология» – под таким названием мы представляем ее партнерам и гостям каждый год на Губернаторском балу. Показываем новые инструменты, купленные на деньги благотворителей, и собираем пожертвования на следующие покупки.
Например, название одной из акций «Фагот на Новый год!» было придумано на Губернаторском балу самими гостями, а через год на следующем балу уже звучал новый фагот! Каждый год количество инструментов, купленных на благотворительные пожертвования, растет.
Начало оркестровой коллекции положила уникальная скрипка середины XVIII века мастера Микеланджело Бергонци, которую 28 декабря 2000 года подарил оркестру губернатор Э. Э. Россель. Содействие в приобретении этого инструмента оказал Владимир Спиваков. С тех пор скрипка украшает звучание оркестра в руках концертмейстера.
Всего с 2000 года на средства благотворителей для оркестра приобретено 58 инструментов общей стоимостью почти 50 миллионов рублей. Это и медные духовые инструменты, и золотая американская флейта, и уникальные струнные инструменты, и арфа, и рояль «Стейнвей».
В программе есть и особое направление. В 2007 году попечитель оркестра Валерий Савельев (AVS Group), воодушевленный рассказами о западной традиции предоставления оркестрам в пользование раритетных инструментов, принадлежащих частным лицам, банкам, корпорациям, приобрел несколько ценных инструментов и передал их в пользование Уральскому академическому филармоническому оркестру. В настоящее время в оркестре звучат принадлежащие Валерию Савельеву струнный квартет знаменитого мастера XIX века Ж.-Б. Вильома (две скрипки, альт, виолончель), а также две итальянские скрипки XIX века. Трудно представить их реальную рыночную стоимость, но еще сложнее представить их значение не только для оркестра, но и просто как образец для подражания, пример сопереживания и ответственности за происходящее вокруг тебя!
Еще одна красивая традиция Благотворительного фонда, которую специальным проектом даже и называть не хочется. Хотя технологически это, конечно, специальный проект, основной целью которого является привлечение внимания к оркестру и сбор пожертвований на различные программы Фонда. Каждый год 28 декабря по приглашению губернатора Свердловской области и Совета попечителей в Большом концертном зале Филармонии собирается порядка 160–170 человек – друзья, партнеры, новые гости оркестра.
Сложилась устойчивая форма бала, которую можно уже назвать традицией. Первая часть, которую начинает обращение губернатора к гостям, – это концерт-отчет за прошедший год: наши фестивали, достижения, новые инструменты. Вторая часть – изысканный ужин от имени губернатора в ресторане, расположенном в здании филармонии.
На третью часть, самую неформальную, танцевальную, общительную и свободную, гости возвращаются в Большой концертный зал. Хоровод вокруг елочки завершает яркое мероприятие.
Попасть в число гостей бала непросто: нужно быть партнером, дарителем оркестра.
Крупные суммы, собранные на балу, направляются на реализацию благотворительных программ.
Заключение – это звучит грустно. Но мы завершаем только небольшие записки о деятельности нашего Фонда, рассказ о самых крупных проектах и главных направлениях, но не саму историю Фонда, который был одним из первых в России, который стал примером успешного объединения бизнеса, власти, общества вокруг творческого коллектива. Фонда, члены которого заинтересованно, искренне, с любовью и бережным отношением к оркестру делали и продолжают делать всё от них зависящее.
Слушая недавнюю запись Второй симфонии Рахманинова в исполнении Уральского академического филармонического оркестра, я не удержалась от слез. Их причиной было не только понимание, что наш оркестр достиг того высокого уровня, о котором мечтали попечители в первые годы работы Фонда. Безусловно, внутренняя гордость и удовлетворение имели место, но главным было осознание огромного дела, к которому ты причастен и в котором работала с уникальными людьми, с Личностями, что само по себе уже подарок судьбы.
За 25 лет Фондом собрано пожертвований на различные программы и проекты и передано оркестру музыкальных инструментов на сумму почти 300 миллионов рублей. Возможно, она кому-то покажется не такой уж и впечатляющей в сравнении с суммами на главные творческие коллективы России, работающие в Москве и Санкт-Петербурге. Но само существование попечительского сообщества всегда придавало и придает музыкантам нашего оркестра уверенность и понимание важности дела, которым они занимаются.
А достигнутые оркестром творческие вершины питают и стимулируют дальнейшую деятельность попечительского сообщества.
Виктор Кокшаров, председатель Наблюдательного Совета Свердловской филармонии, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина |
Дмитрий Лисс, главный дирижер и художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра, Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России |