Два дирижера и одна палочка События

Два дирижера и одна палочка

В Московской консерватории выступил Всероссийский юношеский симфонический оркестр

Концерт в Большом зале МГК стал своего рода прелюдией к масштабным гастрольным и творческим планам подопечных Юрия Башмета. В наступающем году коллектив отметит свой первый юбилей – десять лет, и можно сказать, что за этот период молодые дарования, собранные со всех уголков России, добились невероятных высот. Ежегодно оркестр принимает участие в фестивалях маэстро в Москве и в Сочи, выступая с выдающимися российскими и зарубежными артистами – исполняет самую разную музыку, от популярных классических «хитов» до только что созданных сочинений современных композиторов. Регулярный конкурсный отбор в регионах страны, проводимый командой Юрия Башмета, не просто открывает слушателям новые имена, а буквально дает шанс юным талантам оказаться на большой сцене.

Юрий Башмет

Вот и сейчас Юношеский оркестр, отыграв в Зимнем театре Сочи, на следующий вечер уже «зажигал» в Московской консерватории с программой «Два века русской музыки. Традиции и новаторство». Ее название как нельзя лучше отражает главный месседж музыкантов, большинство которых еще учатся на классическом репертуаре и перенимают школу мастерства у своих педагогов, но вместе с тем, смело берутся за сложные партитуры и расшифровку композиторских идей. Идею преемственности поколений наглядно продемонстрировали два дирижера, которые в этот вечер в буквальном смысле передавали друг другу эстафетную (в данном случае, дирижерскую) палочку – сам Юрий Башмет, к тому же солировавший в «Русской песне» Стравинского из оперы «Мавра», и молодой коллега маэстро Алексей Рубин.

Алексей Рубин

Вообще, концерт в Большом зале больше напоминал встречу друзей, нежели соревнование именитых и только начинающих артистов – на сцену выходили уже знакомые по программам различных фестивалей Башмета исполнители. Это и пианист Дмитрий Шишкин, представивший «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова в бравурном стиле, и скрипач Сергей Догадин, максимально широко раскрывший образы, темы, настроения Второго скрипичного концерта Прокофьева с его узнаваемыми аллюзиями на «Ромео и Джульетту» (концерт и балет создавались параллельно друг с другом), и меццо-сопрано Мария Баракова – ее интерпретацию романса «Весенние воды» Рахманинова публика приветствовала особенно тепло. Финальный аккорд вечера окончательно развеял возможные сомнения в «недетском» профессионализме и опыте Всероссийского юношеского оркестра. Первая симфония Шостаковича (которую композитор написал, кстати, в 19 лет) прозвучала по-театральному эффектно, энергично, целостно – от поэтического вступления до мощного утверждения в финале. А два полюса этой симфонии – драматизм и светлую лирику – оркестранты доводили до предельного контраста, будто в самом деле демонстрируя свой юношеский максимализм.

Мария Баракова