16 декабря в Театре на Таганке начинается премьерная серия мюзикла «Онегин». Режиссер – Алексей Франдетти, уже осуществивший на этой сцене постановку мюзикла «Суини Тодд» Стивена Сондхайма. За что был отмечен «Золотой маской». О том, что услышат зрители, во что будет одет Онегин и остальные герои, Алексей Франдетти (АФ) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК)
ЕК Алексей, В театре на Таганке долго шел спектакль Юрия Любимова «Евгений Онегин». Теперь мюзикл – почему такая модуляция жанра?
АФ Действительно, на Таганке довольно долго шел спектакль Юрия Петровича, но я, к сожалению, его не видел. Во мне и в моих воспоминаниях все-таки живёт другой спектакль – «Свободный роман» театра «Ильхом» в Ташкенте. Я видел его не менее десятка раз, на нем я вырос, и это был такой эталонный Пушкин, в котором звучало очень много музыки. Но это было лет 20 назад. Нынешний замысел родился пару лет назад при моем посещении усадьбы Голицыных в Больших Вяземах. Мне захотелось сделать спектакль на открытом воздухе. Музей, само это место вдохновило меня.
Из-за пандемии я не смог осуществить такую постановку. Но рассказал об этом Ирине Апексимовой, и она загорелась этим материалом так же, как и я. Теперь, спустя полтора года на Новой сцене Театра на Таганке сойдутся актеры бывшей труппы «Содружества актеров Таганки» и собственно Театра на Таганке. В основе – оригинальная музыка композитора Веды Хилли на либретто Эмьеля Глэдстоуна. Это канадские авторы.
По стилю музыка – инди-рок, местами превращается в балладу, где-то в рок-н-ролл, где-то появляются цитаты из Петра Ильича Чайковского – самых узнаваемых и хитовых мелодий. Вообще структура мюзикла – калька с оперы «Евгений Онегин». Здесь есть ария у персонажа Трике, фантазия на тему арии Гремина «Аge doesn’t matter for love» («Возраст не важен для любви»). И развитие сюжета следует опере Чайковского.
ЕК Пушкин сочувствовал Татьяне, Чайковский – Ленскому, а ваши предпочтения каковы?
АФ Они соответствуют предпочтениям авторов оригинального мюзикла, которые на стороне Онегина. Поэтому название мюзикла – не Евгений Онегин, не Татьяна Ларина. Оно имеет такой фамильярный оттенок, как будто мы обращаемся к давно известному человеку: Онегин. Этому способствует расширенный финал, где все заканчивается как раз не совсем как у Чайковского. У нас на сцене собираются все артисты и открыто резимюруют – не пропустите (упустите) настоящую любовь, она может больше и не повториться. Наш спектакль, скорее, про Онегина, каким бы его видели современники Пушкина, когда они читали это произведение.
ЕК Увидим ли мы костюмную постановку, где есть сюртуки, кринолины, таз с вареньем?
АФ Учитывая то, что инди-рок сам по себе предполагает смешение стилей, такой фьюжн, то на сцене будут и сюртуки, и кринолины, и вместе с тем – джинсы, футболки, толстовки… Тазы у нас тоже есть – правда без варенья, но с яблоками. У нас сталкивается классика и современность, и получается такой вот коктейль.