Лирическое сопрано Мария Мотолыгина стала лауреатом I премии Международного музыкального конкурса королевы Сони в Норвегии. Выступив в финале и приняв участие в церемонии награждения, свежеиспеченная лауреатка отправилась на фестиваль молодых звезд оперы «ОпераVita» в Музыкальный театр Республики Карелия в Петрозаводске, где приняла участие в гала-концерте открытия вместе с участниками Молодежной программы Большого театра Викторией Каркачевой и Алексеем Кулагиным, а также солистом Мариинского театра, баритоном Владиславом Сулимским.
Мария (ММ) рассказала Владимиру Дудину (ВД) о вреде спешки в выстраивании большой карьеры и о сходстве природы Норвегии и Карелии.
ВД Вы прилетели в Петрозаводск сразу после завершения Конкурса королевы Сони в Бергене.
ММ В понедельник ночью я прилетела из Норвегии, а во вторник вечером отправилась в Петрозаводск. Не скрою, немного боялась послеконкурсной усталости, но ничего и в помине не было. В Карелии было не менее прекрасно. Воздух, атмосфера чувствуются с первых же минут. Здесь чудесно, уже выпал снег, морозец – погодка что надо. На самом деле Карелия и Норвегия даже в чем-то похожи – по погоде, небу. Я благодарна фестивалю «ОпераVita» за организацию, наш дебютный концерт прошел прекрасно.
ВД А какая насыщенная, плотная и сложная была программа без увертюр и интермеццо!
ММ Признаюсь, когда я только начала готовить эту программу, думала, справлюсь ли. В ней было много произведений в разных стилях и манерах звукоизвлечения. Мы начали с Моцарта, а закончили Верди. Хотелось показать эту разницу Моцарта, Каталани, Верди, Чайковского. Это был настоящий вызов. Молодые музыканты в оркестре оказались большие молодцы. Большую часть музыки концерта они исполняли впервые. На первых репетициях было понятно, что ребята читают с листа, но они с этим очень хорошо справлялись, заинтересованные в процессе, это чувствовалось.
ВД А как вы решились отправиться на Конкурс королевы Сони?
ММ Об этом конкурсе я узнала в Молодежной программе от ребят, которые в нем участвовали, но не думала туда ехать, мне это казалось недосягаемо и высоко. Однако, когда закончилась самая сильная волна пандемии, поняла, что мне нужно немного встряхнуться, поставить какую-то цель, чтобы начать набирать обороты. Дмитрий Юрьевич Вдовинподдержал мою идею принять участие в Конкурсе королевы Сони, и мы стали обдумывать программу. Конкурс – это всегда очень большой скачок роста для любого музыканта. Есть цель, дедлайн, материал, над которым нужно усиленно работать на протяжении определенного периода времени. Было сложно и неопределенно с турами, потому что конкурс перенесся, и вместо июня, когда должен был состояться первый тур, а в августе – полуфинал и финал, первый тур прошел лишь в августе в режиме онлайн. Мы пели в прямом эфире, что было ново и, честно говоря, сложно: перед тобой только ноутбук, камера, нет публики и их ответной реакции. На первом туре мне аккомпанировал Михаил Коршунов из нашей Молодежной программы, а на втором в Красноярске – Евгения Солунская. Но организационная сторона была налажена идеально.
Я прошла в полуфинал, который состоялся в октябре, а финал – в ноябре. Сначала мы думали, что придется приехать дважды, но и полуфинал прошел в цифровом режиме. Полуфинал я пела из Красноярска, где находилась в то время на фестивале. В тот день у меня был спектакль, но разница во времени с Европой плюс еще часовой пояс в России сыграли мне на руку, все удачно сошлось. Меня что-то ведет по жизни, что все в результате начинает складываться. Я прошла в финал, который состоялся в Бергене. Организаторы оказали очень хорошую поддержку в плане визы, учитывая, что сейчас все очень усложнилось.
ВД Какой была программа?
ММ В заявке ты указываешь, что собираешься исполнять на первых двух турах и список из нескольких арий, из которых члены жюри выбирают то, что будет исполнено в финале. У меня выбрали арии Гальки из оперы Монюшко и Леоноры из «Трубадура» Верди.
ВД Организация процесса в Бергене порадовала?
ММ Все было очень комфортно. В связи с ситуацией нам было нужно высидеть небольшой карантин. После чего нас перевезли в отель в Бергене. Весь период нас сопровождали организаторы, были на связи, все возникавшие вопросы мгновенно решались. Город оставил очень сильные эмоции, впечатлили озера. В вечернее время домики с огоньками отражались в озере, и казалось, что ты находишься в каком-то волшебном месте, несмотря на то, что все время шел дождь. Там уже все украшено к Рождеству. Музыканты Бергенского филармонического оркестра были превосходны, шли за певцами. От дирижера сэра Марка Элдера я чувствовала огромную поддержку, он делал деликатные замечания, после которых все менялось и возникала магия. Моей задачей было не думать о конкурсе, а по максимуму сконцентрироваться и сделать то, что я хочу. Я не люблю дух соперничества, соревнуюсь только с собой.
ВД Вы приняли участие в нескольких престижных конкурсах. Как справляетесь с амбициями? Со стороны кажется: ну, почему же за вами не выстраивается очередь на Лизу в «Пиковой даме», на Амелию в «Симоне Бокканегре» или «Бале-маскараде». Или так надо, и вы никуда не торопитесь?
ММ А мне уже поступали предложения исполнить Лизу. Мне очень нравится и музыка, и образ, но пока я еще не готова, скажем, раскрыть его до конца, я это прекрасно осознаю и не хочу спешить – надо дозреть и голосово, и психофизикой, чтобы была уже Лиза, а не попытка ее сделать. Нужно понять, как и что ты сделал, чтобы в голове выработались нейронные связи, чтобы мышцы привыкли. Когда я только начинала обучаться, мне хотелось всего и сразу, быстро выучить и спеть. Пройдя определенный путь, обретя багаж знаний и опыта, я поняла, что не надо никуда спешить. Это может привести к не очень хорошим последствиям. А хочется выходить на сцену и дарить искусство людям, а не переживать, волноваться и быть неубедительной. Я за то, чтобы все выстраивалось постепенно. Мое от меня не уйдет.