На пути новых опер и мюзиклов на сцены музыкальных театров важнейшее место сегодня занимают творческие лаборатории, организуемые не только профессиональными союзами и творческими объединениями, но и проводимые самими театрами. В этом ряду в качестве наиболее авторитетных смотров себя зарекомендовала Лаборатория композиторов «Новые имена, новые люди» Ассоциации музыкальных театров. Это всероссийское объединение руководителей отечественных театров объединяет свыше полусотни театральных организаций со всей страны, что сразу же открывает новые работы авторов множеству сцен. Свои Лаборатории композиторов Ассоциация проводит в тандеме с Екатеринбургским Союзом композиторов, который способен привлечь самых разных авторов и из центральной России, и из Зауралья. Поэтому и по числу участников, и по числу слушателей Лаборатория «Новые имена, новые люди» становится едва ли не самой большой в рамках всей страны.
Возглавляет Лабораторию Александр Пантыкин – композитор, автор множества произведений для театра, прекрасно представляющий и чаяния авторов, и нужды современного театра. Поэтому фильтрация работ, находящаяся под его контролем, проводится очень серьезно. Александр Александрович называет Лабораторию «конкурсом идей», которые не обязательно сразу же выносить на подмостки, идеи могут жить долго. Но часто результат не за горами, так, молодой уральский композитор Константин Комольцев по итогам прошлогодней Лаборатории получил заявку на музыку к новой опере для московского Театра имени Наталии Сац.
Даже в партитурах, прошедших отбор на участие в Лаборатории, Александр Пантыкин зачастую требует сделать доработки, направленные под сегодняшние требования театров. Они, как правило, довольно элементарны, например, ясный синопсис, или грамотно оформленный клавир, – однако, на все это нередко приходится обращать внимание молодых авторов. Важным усовершенствованием Лаборатории нынешнего года стало привлечение профессиональных артистов для презентаций работ.
Директорам театров не пришлось наблюдать возбужденного композитора за фортепиано, поющего разными голосами партии всех персонажей. Материал представлялся в формах, наиболее близких к готовым сценическим решениям, что позволило гораздо лучше оценить и как бы «примерить» директорам предлагаемые проекты к своим сценам и своим нуждам. Удивительно, с каким энтузиазмом и интересом откликнулись артисты екатеринбургских театров и помогли представить авторские проекты очень солидно.
Артисты Театра музкомедии Екатеринбурга под руководством его главного режиссера Филиппа Разенкова оформили презентацию композитора Екатерины Лобановой и либреттиста Натальи Дашевской мюзикла «Ходячий замок», созданного по мотивам известного мультфильма, но с новыми поворотами в сюжете. В этом проекте интересна музыка Екатерины Лобановой, сочетающая композиционные принципы мюзикла и современные академические, симфонические техники. Сквозная музыкальная драматургия, обращение к развитым оперным формам, контрастные сопоставления и драматические кульминации, – все эти особенности партитуры мюзикла «Ходячий замок» позволяют причислить его к высоко профессиональным произведениям в лучших традициях классической драматургии. А насыщение академических принципов драматургии современным музыкальным языком и актуальными приёмами выразительности делают партитуру «Ходячего замка» особенно ценной.
С драматургической точки зрения интереснейшим опытом стал музыкальный спектакль «Свидригайлов» композитора Василия Тетерина и либреттиста Дмитрия Сарвина. Заслуживает внимания сам факт обращения в сюжете этой работы не к главному герою романа Достоевского «Преступление и наказание», а к второстепенному. Однако, именно Свидригайлов является двойником Раскольникова, своим характером и своей судьбой раскрывающим образ главного героя наиболее полно. Именно эта сторона фабулы романа Достоевского взята за основу конструкции либретто Дмитрия Сарвина, который планирует выступить в этой работе еще и в качестве сценографа и художника-постановщика. Музыка Василия Тетерина позволяет создать галерею убедительных образов благодаря своей динамичности и сходству с киномузыкой. Музыкальный ряд спектакля будто создан в качестве саундтрека к кинофильму, настолько при звучании этой музыки возникают чёткие и яркие визуальные образы. Такая киномузыка прозвучит в условиях театральной сцены свежо и убедительно.
Третьим проектом, представленным в рамках Лаборатории, стала мюзикл-драма «Яга» на музыку Андрея Григорьева по либретто Марии Малухиной. По мнению А. Пантыкина, «Яга» – качественный и яркий фолк-мюзикл, в основе которого история о том, откуда появилась Баба Яга. Этот сюжет сложился в очень театральную, зрелищную историю, подкрепленную качественной музыкой, созданной композитором, который не новичок в музыкальном театре и прекрасно представляет его специфику. И либреттист Мария Малухина уже написала тексты к нескольким мюзиклам, но только «Яга» создана не по заказу театра, а, что называется, по велению души. Его идея возникла у композитора Андрея Григорьева, который служит артистом театра «Свободное пространство» в городе Орёл. Созданные им также в творческом тандеме с Марией Малухиной мюзиклы «История Хосе» и «Волшебник страны Оз» успешно идут в Орле и Нижнем Новгороде.
В новой работе авторы обратились к этнической теме, стремились создать некое фолк-действо, основанное на древних обрядовых музыкальных традициях, на исконных сюжетах. Ведь Баба Яга – один из самых интересных и противоречивых персонажей русских сказок. Откуда она появилась, как стала такой, почему порой способна на доброту и не является таким уж однозначно отрицательным героем?.. На все эти вопросы ведется поиск ответов в мюзикле. Интересными обещают быть массовые сцены плясок девушек, жертвоприношения. Множество световых эффектов могут быть применимы в сцене «Гнев Яги», которая становится эмоциональной кульминацией спектакля. Но главное, что этот фрагмент подчёркивает важность выбора главное героини, которая должна быть первоклассной драматической актрисой и вокальной исполнительницей, что вполне может превратить мюзикл «Яга» в бенефис талантливой актрисы.
Завершил Лабораторию проект братьев Александра и Сергея Фарафоновых — мюзикл «Кот в сапогах». Создатели известных авторских рок-композиций, братья Фарафоновы обратились к традиционному либретто, но наполнили его интересной, незаурядной музыкальной концепцией, сочетающей старинную сказку с проникновенной балладной стилистикой русского рока. Важнейшим плюсом этого проекта было и то, что он был представлен в виде записей фрагментов в исполнении артистов театров и студентов музыкальных вузов Москвы. Такой высококлассный, профессиональный композиторский продакшн – немалая редкость на сегодняшний день. Но авторы с каждым годом обращаются ко все более качественным методам презентаций, что способствует добиться на таких отборах, как Лаборатория композиторов «Новые имена, новые люди» Ассоциации музыкальных театров, появления по-настоящему качественных и художественно ценных новых произведений для отечественных музыкальных театров.