«Венок рождественских песен» под сводами собора События

«Венок рождественских песен» под сводами собора

Ансамбль Encarnacion представил российскую премьеру версии хорового цикла Бриттена

В Кафедральном соборе святых Петра и Павла состоялся концерт хоровой музыки с участием двух ансамблей – Encarnacion и Хора студентов ГМПИ имени Ипполитова-Иванова. И если подопечные Владимира Красова уже успели себя зарекомендовать на различных площадках и на фестивалях, то их «младшие» коллеги только набираются сценического опыта. Ансамбль Encarnacion – это студенты, аспиранты и выпускники Московской консерватории, славящейся своими достижениями в области хорового искусства. Коллектив образовался всего три года назад, но за этот небольшой период музыканты под предводительством своего лидера, художественного руководителя Вячеслава Половянова представили ряд солидных программ, прозвучавших в камерных пространствах. Их творческий путь начался с исполнения мессы Encarnacion (с испанского – воплощение) Джованни Баттисты Бассани, которая, собственно, и подсказала коллективу название. Воплощать же они решили, прежде всего, редко звучащую или незаслуженно забытую в нашей стране хоровую музыку – будь то композиция из раннего Возрождения или же классика XX века.

Один из таких «бриллиантов» прошлого столетия, украсивших вечер в Кафедральном соборе – цикл «Венок рождественских песен» Бенджамина Бриттена. Двенадцать лаконичных пьес, созданных на старинные английские тексты (среднеанглийский диалект) с обрамлением в виде григорианских антифонов в начале и в конце, ансамбль исполнил в версии Джулиуса Харрисона для смешанного хора с арфой. Этот чудесный светлый опус (в оригинале – для хора мальчиков) Бриттен написал в военном 1942 году, возвращаясь на корабле из Америки в Англию: его кэрол, наполненные предрождественской атмосферой предвкушения праздника, словно уносили от суровой действительности. Учитывая сегодняшние реалии, а вместе с ними и приближающийся Новый год, эта идея временного «забвения» кажется не менее актуальной. Ансамбль преподнес «Венок рождественских песен» с изяществом и благородством, продемонстрировав отличное чувство стиля, характера музыки и даже контекста, в которой она создавалась. Строгость звучания, выверенность баланса, тонкие динамические градации, целостное ощущение формы, и, что немаловажно, качественная артикуляция текста – все это наблюдалось во время выступления молодых музыкантов. Диалог мужских и женских голосов, звучащих под нежные переборы арфы (солистка – Мария Федорова) наглядно рисовали картины рождественской идиллии в домах Англии или других западных стран – тихий шорох камина, огни на елке как свет Вифлеемской звезды и медленно падающий снег за окном.

Это ощущение сказки, погружения в историю возникло с самого начала, когда музыканты прошествовали на сцену, исполняя антифон и держа в руках зажженную свечу как в лучших традициях хора musicAeterna; этим ритуальным действом номер и завершился. Само же выступление Encarnation не выходило за рамки академического формата, и это весьма досадно, учитывая большое пространство, позволявшее экспериментировать. Здесь стоит высказать критику, скорее, в адрес организаторов концерта – фонд «Бельканто», настаивавших на статичном концертном исполнении. Также заложенную в сам цикл театральность безжалостно нарушил видеоряд, который постоянно сопровождает концерты, проводимые этим же фондом – такой конкретный нарратив как изображение Богоматери или зимнего пейзажа, по нашему мнению, в принципе мешает абстрактному восприятию и тотальному погружению в сочинение. Впрочем, эти странности нисколько не помешали Encarnation делиться с публикой своей интерпретацией цикла Бриттена – это было, без преувеличения, некое таинство, откровение, доверительное общение со слушателем.