Вопреки эпидемии События

Вопреки эпидемии

Серией декабрьских показов «Ариоданта» в Большом театре «Золотая Маска» открыла новый конкурсный сезон

Спектакль номинирован в четырех разделах, но фактически конкурирует в трех: лучшая опера, работа дирижера (Джанлука Капуано) и женская роль (Екатерина Воронцова/Ариодант). Исполнитель партии Полинесса француз Кристоф Дюмо, заявленный в номинации «мужская роль», в текущем блоке не участвовал, что автоматически исключило его из конкурсного марафона.

В итоге на протяжении пяти спектаклей в образе коварного злодея выступили два других приглашенных контртенора – украинец Юрий Миненко (8, 10 и 12 декабря) и француз Поль-Антуан Бенос-Джиан (9 и 11 декабря). Первый выглядел свободнее и увереннее: партия давно впета и обкатана на сценах Штутгарта, Парижа, Бордо, Тулузы, Гренобля, Кельна, Гамбурга. Разными получились и актерские трактовки: в исполнении Миненко антагонист предстает изощренным безумцем, тогда как у Беноса-Джиана – это истеричный нарцисс, чему не в последнюю очередь способствовал холодноватый резкий тембр певца.

В партии Ариоданта в условном «первом составе» выступила опытная ирландская меццо-сопрано Паула Муррихи, во «втором» (именно его смотрело жюри 9 декабря) – номинированная на премию, молодая солистка Большого театра Екатерина Воронцова. Для обеих июльская премьера стала дебютом в этой партии. Обе выглядели роскошно и в своей зимней сессии.

Полинесс — Поль-Антуан Бенос-Джиан, Гиневра — Анна Аглатова

Режиссер-постановщик Дэвид Олдэн, сделавший перенос своей версии 1993-го года из Английской национальной оперы, в программных интервью накануне московской премьеры высказывался, что для него «Ариодант» в Большом театре не столько перенос, сколько постановка собственного спектакля в новом контексте, на сцене другого театра, с другими музыкантами. И подчеркивал нацеленность на вовлечение, прежде всего, молодых исполнительских сил ГАБТ. В точном соответствии с этим «заветом», декабрьские показы зафиксировали два дебюта в женских партиях – Анны Аглатовой (Гиневры) и Гузели Шариповой (Далинды). Обе работы были убедительны, не проигрывая снайперским трактовкам Альбины Латиповой и Екатерины Морозовой в «первом составе».

По сравнению с премьерой были введены и некоторые другие обновления каста. Басовую партию Короля Шотландии пригласили исполнить опытного интерпретатора барочной музыки итальянца Луиджи де Донато (8 и 10 декабря) и молодого уроженца Боливии Хосе Кока Лоса (9, 11, 12 декабря). В данном случае, симпатии публики оказались на стороне мастерства зрелости.

Не останавливаясь подробно на других содержательных сторонах спектакля (тем более, что они уже становились предметом рецензии на страницах «Музыкальной жизни» № 7–8, 2021), хочется заметить, что главная ценность этого спектакля, видится, именно в его традиционности. В контексте все более накрывающей эпидемии спектаклей-однодневок, «Ариодант» Большого театра становится очередным доказательством, что в руках глубокого и тонкого музыканта, каким предстал дирижер, знаток барочной музыки Джанлука Капуано, классика вовсе не нуждается в насильственной актуализации и следовании сиюминутным трендам. Созвучность сегодняшнему дню заключается, прежде всего, в свежести и таланте музыкального прочтения. Разумеется, если режиссер ведет столь же бережный и умный диалог с традицией, как Дэвид Олдэн.

Оперный блок фестивальной афиши продолжится в январе спектаклями «Любовь к трем апельсинам» Пермского театра оперы и балета (13 января, МАМТ) и «Свадьба Фигаро» Театра оперы и балета Воронежа (15 января, МАМТ).

Коварство, любовь и Гендель