18 декабря в рамках XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Петербургской филармонии, с Академическим симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса выступит всемирно известный скрипач Вадим Репин. Наряду с Первым скрипичным концертом Шостаковича и Первой симфонией Брамса в программе – российская премьера сочинения Ein Lämplein verlosch современного шотландского композитора Джеймса МакМиллана.
«Значительное влияние шотландской музыки в моих сочинениях сочетается с важной ролью ритмического начала, демонстрирующей влияние Стравинского, Мессиана и некоторых композиторов-минималистов, – писал композитор, – Моя философия композиции преодолевает рамки сосредоточенности на себе, обрекающей новую музыку на существование в своеобразном «гетто»: я стремлюсь к общению с более широкой аудиторией, избегая при этом популизма… “Модернистское” рвение послевоенного поколения композиторов, которые пытались отказаться от любого продолжения традиции, кажется мне проклятьем. Я уважаю традиции во многих формах, будь то культурные, политические или исторические, и в непрерывном и деликатном изучении старых форм, непреходящих верований и устойчивых ценностей вижу путь к обретению новых способов выражения. Влияние старого и эксперименты нового не должны казаться чем-то взаимоисключающим».
В сезоне 2021-2022 МакМиллан объявлен композитором-резидентом Петербургской филармонии. Цикл, в котором звучат его сочинения, объединяет три концерта: он открылся 27 ноября, планируется, что в феврале заключительной его программой продирижирует сам автор. Проект реализуется в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.
«… Ein Lämplein verlosch – это небольшая пьеса для струнных, которая длится всего шесть или семь минут. Названием для нее послужила одна из строк «Песен об умерших детях» Малера на стихи Рюккерта, но здесь нет никаких конкретных отсылок к малеровскому вокальному циклу. Произведение написано в большой печали, в нем сквозит это чувство, которое, безусловно, присутствует и у Малера, но мне хотелось выразить его по-своему…», – говорит Джеймс МакМиллан.
С интервью с композитором можно будет ознакомиться в декабрьском выпуске журнала «Музыкальная жизнь».
Информация о программе концерта и билеты доступны на официальном сайте Петербургской филармонии.