Петр Чайковский  <br>Сюита из балета «Щелкунчик», Увертюра фа мажор  <br>Государственный академический симфонический оркестр СССР  <br>Евгений Светланов  <br>Мелодия Релизы

Петр Чайковский
Сюита из балета «Щелкунчик», Увертюра фа мажор
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Евгений Светланов
Мелодия

Пока на Западе с вполне серьезным видом обсуждают, можно ли в «Щелкунчике» выводить на сцену детей с покрашенными черной краской лицами, приостанавливая постановки, у нас в стране культурная апроприация пока что не вызывает сочувствия. А великий балет гениального Петра Ильича Чайковского продолжает быть любимым и высоко ценимым. Для нас этот шедевр – олицетворение Рождества, Нового года, и без этой музыки не мыслим настоящий праздник. В преддверии январских выходных фирма «Мелодия» выпустила переиздание на виниле сюиты из балета, записанной Госоркестром СССР под управлением Евгения Светланова.

Бренд ГАСО неотделим от имени великого дирижера – он возглавлял оркестр тридцать пять лет, и в наше время сам оркестр носит его имя. Непререкаемый авторитет в интерпретации русской музыки, Светланов записывал очень много, и эти пластинки уже давно стали хрестоматийными. Запись сюиты из «Щелкунчика» произведена на студии «Мелодия» в 1987-м, а пару ей на виниле составило одно из ранних сочинений Петра Ильича – Увертюра фа мажор.

Если кратко охарактеризовать светлановское прочтение, то первым приходит на ум слово «эталон». Вообще, студийным записям Светланова, и этой в том числе, присуща одна удивительная особенность – звучать «по-концертному» и рождать ощущение сиюминутности исполнения. Если разбирать подробно, то впечатляет детальная проработка: выверенность нюансировки и штрихов, увлекательная игра тембрами инструментов. К этому добавляется подчеркнутая разнохарактерность номеров, в которой, например, «Арабский танец» настолько же спокоен и изящен, насколько весел и необуздан «Русский танец». А легендарные «Па-де-де» и «Вальс цветов» со светлановским сдержанным пафосом венчают это пиршество великолепного мелодизма и красоты.

Органичное соседство на пластинке с сюитой образует Увертюра фа мажор – не самое известное произведение русского классика, созданное в 1866 году незадолго до его Первой симфонии. Но здесь уже слышны та гениальная музыкальность и композиторское мастерство Чайковского, которые весь мир знает по его симфониям и балетам. Темпераментная интерпретация Светланова подчеркивает яркость и изящество музыки увертюры.

А очаровательный эскиз декораций «Щелкунчика» авторства Валерия Доррера на обложке добавляет «ламповости» и уюта виниловому релизу.