В Московской консерватории прозвучали сорок шесть сочинений, из которых четырнадцать – мировые премьеры. Такое количество новой музыки не уместилось в пять концертов, вследствие чего возник шестой вечер. Идея фестиваля проста и понятна: показать максимально широкую панораму творчества сегодняшних российских авторов двух музыкальных столиц и регионов – признанных мэтров, поколения 40+ и младших коллег, недавно вступивших в Союз композиторов России. Радует, что организатор всячески стремится обновить формат события, которое в прошлом столетии называлось бы смотром композиторских достижений нашей необъятной родины. Отсюда и прямые интернет-трансляции, и подробный информативный буклет, и реклама в соцсетях (все – силами трех-четырех человек), и в этом году – запоминающаяся ведущая Анна Виленская, звезда YouTube. Но был ли уместен ее просветительский стендап для публики Рахманиновского зала, состоящей преимущественно из музыковедов и самих авторов? Скорее нет, чем да.
Что же до самих сочинений «Пяти вечеров», то они в принципе не требовали объяснения на пальцах. Даже самый неподготовленный слушатель здесь мог отметить то, что отвечало бы его слуховому опыту, художественному вкусу, знаниям о той или иной музыке и, наконец, абстрактному целостному восприятию. В программах фестиваля – в этом стилевом и жанровом, на первый взгляд, «винегрете» – от пьесы к пьесе разворачивалась скрытая история, объединяющая непохожих друг на друга авторов. Этот всплывающий сюжет мог бы смело называться «разрушением стереотипов». Умельцы в области электроники убедили нас, что такая музыка – это не всегда громко, шумно и без души: Анна Поспелова использовала электронику в качестве зеркала болезненного состояния человека, Алексей Наджаров и Олег Гудачев – как песенную и вокально-симфоническую основу, а Антон Светличный путем синтеза электроники и синтезатора и вовсе произвел деконструкцию знаменитой темы «Лебединого озера».
На концерте хоровой музыки мы услышали в исполнении Камерного хора МГК под управлением Александра Соловьёва, что миниатюра молодой выпускницы Ипполитовки Елены Вайнберг не уступает миниатюре Родиона Щедрина 2021 года, и что духовную музыку сегодня можно создавать со всей искренностью. Живой классик Владимир Мартынов вновь развеял собственный миф о конце времени композиторов (его невероятно красивый саундтрек к фильму Паоло Соррентино словно излучал жизнь, напоминая ясный взгляд младенца), а другой классик, Владимир Тарнопольский, поразил не только своим экстремально сложным камерно-вокальнымопусом, но и своим лихим перформансом в пьесе Ольги Викторовой, где его ансамбль «Студия новой музыки» разговаривал друг с другом по телефону.
А еще мы были поражены лирическими откровениями композиторов, которые, по сути, избегают лирики и нарратива, – Дмитрия Курляндского, написавшего тонко-нежные песни на стихи своей супруги, и Владимира Раннева, откликнувшегося в своей музыке на события белорусских протестов. Словом, фестиваль «Пять вечеров» донес одну ясную и, возможно, много раз высказанную мысль. Композиторы не хотят быть в традиции или в авангарде, не стремятся быть понятными или, наоборот, шокировать – им важно быть услышанными такими, какие они есть. И хорошо, что благодаря неукротимой деятельности Союза композиторов у них есть такая возможность. А что будет после, как обычно, рассудит история музыки.