Разрушение стереотипов События

Разрушение стереотипов

Фестиваль «Пять вечеров» Союза композиторов России в этом году продолжил свой масштабный эпический размах, заданный два года назад. Проект состоялся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

В Московской консерватории прозвучали сорок шесть сочинений, из которых четырнадцать – мировые премьеры. Такое количество новой музыки не уместилось в пять концертов, вследствие чего возник шестой вечер. Идея фестиваля проста и понятна: показать максимально широкую панораму творчества сегодняшних российских авторов двух музыкальных столиц и регионов – признанных мэтров, поколения 40+ и младших коллег, недавно вступивших в Союз композиторов России. Радует, что организатор всячески стремится обновить формат события, которое в прошлом столетии называлось бы смотром композиторских достижений нашей необъятной родины. Отсюда и прямые интернет-трансляции, и подробный информативный буклет, и реклама в соцсетях (все – силами трех-четырех человек), и в этом году – запоминающаяся ведущая Анна Виленская, звезда YouTube. Но был ли уместен ее просветительский стендап для публики Рахманиновского зала, состоящей преимущественно из музыковедов и самих авторов? Скорее нет, чем да.

Солистки хора Intrada

Что же до самих сочинений «Пяти вечеров», то они в принципе не требовали объяснения на пальцах. Даже самый неподготовленный слушатель здесь мог отметить то, что отвечало бы его слуховому опыту, художественному вкусу, знаниям о той или иной музыке и, наконец, абстрактному целостному восприятию. В программах фестиваля – в этом стилевом и жанровом, на первый взгляд, «винегрете» – от пьесы к пьесе разворачивалась скрытая история, объединяющая непохожих друг на друга авторов. Этот всплывающий сюжет мог бы смело называться «разрушением стереотипов». Умельцы в области электроники убедили нас, что такая музыка – это не всегда громко, шумно и без души: Анна Поспелова использовала электронику в качестве зеркала болезненного состояния человека, Алексей Наджаров и Олег Гудачев – как песенную и вокально-симфоническую основу, а Антон Светличный путем синтеза электроники и синтезатора и вовсе произвел деконструкцию знаменитой темы «Лебединого озера».

Исполнение пьесы Александра Клевицкого

На концерте хоровой музыки мы услышали в исполнении Камерного хора МГК под управлением Александра Соловьёва, что миниатюра молодой выпускницы Ипполитовки Елены Вайнберг не уступает миниатюре Родиона Щедрина 2021 года, и что духовную музыку сегодня можно создавать со всей искренностью. Живой классик Владимир Мартынов вновь развеял собственный миф о конце времени композиторов (его невероятно красивый саундтрек к фильму Паоло Соррентино словно излучал жизнь, напоминая ясный взгляд младенца), а другой классик, Владимир Тарнопольский, поразил не только своим экстремально сложным камерно-вокальнымопусом, но и своим лихим перформансом в пьесе Ольги Викторовой, где его ансамбль «Студия новой музыки» разговаривал друг с другом по телефону.

Алена Таран (флейта), Андрей Юргенсон (бас-кларнет)

А еще мы были поражены лирическими откровениями композиторов, которые, по сути, избегают лирики и нарратива, – Дмитрия Курляндского, написавшего тонко-нежные песни на стихи своей супруги, и Владимира Раннева, откликнувшегося в своей музыке на события белорусских протестов. Словом, фестиваль «Пять вечеров» донес одну ясную и, возможно, много раз высказанную мысль. Композиторы не хотят быть в традиции или в авангарде, не стремятся быть понятными или, наоборот, шокировать – им важно быть услышанными такими, какие они есть. И хорошо, что благодаря неукротимой деятельности Союза композиторов у них есть такая возможность. А что будет после, как обычно, рассудит история музыки.

Ансамбль N`Caged
Вырви кувшинку, Колен События

Вырви кувшинку, Колен

В Лилле поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы