6 января 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения Александра Скрябина – композитора, стремившегося переустроить мир через свою музыку. В этот день в Москве, городе, где он родился, откроется Международный фестиваль, который продлится до 1 марта и уже сразу претендует на статус крупнейшего события юбилейного года. Его организаторы – Министерство культуры РФ и «Росконцерт», идейный вдохновитель и художественный руководитель – заслуженный артист России Борис Березовский (ББ).
Известный пианист рассказал Евгении Кривицкой (ЕК), что ждет публику на концертах фестиваля и чем ему импонирует творчество композитора.
ЕК Борис, еще недавно вы руководили фестивалем «Музыка Земли», посвященным фольклору. И вот теперь вы устремили свой взгляд в небо, к такому рафинированному композитору, как Скрябин. Что в его творчестве вас «зацепило»?
ББ Скрябин – это космос, самостоятельная галактика. Есть ранний Скрябин, сочинявший прелюдии, которые все обожают, этюды, постоянно звучащие на конкурсах. Есть Скрябин зрелого периода, которого также все любят, и поздние вещи – их понимают и ценят немногие. Я люблю Скрябина всех периодов, и какое-то время назад стал много играть его музыки. Так что совсем не случайно я стал художественным руководителем этого фестиваля. Моя задача – «ликвидировать» определенные пробелы в репертуарной политике, касающейся Скрябина. Несправедливо редко исполняется Первая симфония, например, или наоборот, последние сонаты. Хочу сделать акцент на сочинениях, немножко подзабытых у нас. Я пригласил участвовать моих друзей-пианистов и уважаемых коллег и дал им карт-бланш, попросив включить в программы не только Скрябина, но и то, что составляет контекст: произведения его современников, последователей и духовных единомышленников.
ЕК Люка Дебарг, Марк-Андре Амлен приезжают специально по вашему приглашению?
ББ Конечно. Благодарю Министерство культуры РФ и лично Ольгу Борисовну Любимову, чья поддержка позволила столько идей задумать и, надеюсь, успешно осуществить. 150 лет со дня рождения Скрябина, этого абсолютного гения, – дата очень важная для нашей истории, и она не должна была остаться незамеченной.
ЕК Фестиваль пройдет на главных площадках Москвы: открытие в день рождения композитора состоится в Концертном зале имени П.И.Чайковского, концерты пройдут также в залах Московской консерватории, в Филармонии-2, в «Зарядье» и, конечно, в Музее Скрябина. Будут ли эти программы вывезены в другие города России?
ББ Да, мы планируем и делаем все возможное, чтобы все 22 концерта транслировались и все желающие не только в нашей стране, но и во всем мире смогли бы слушать нас. Запущен специальный сайт, scriabinfest.ru, где будет подробная информация и возможность купить билеты.
ЕК Что будет играть пианист Борис Березовский на этом фестивале?
ББ Сонаты, с Пятой по Девятую, и я связал их с сонатами Бетховена. Для меня лично это очевидное пересечение: оба были богоборцами, оба делали акцент на человеке, а не на боге. У обоих, например, есть сочинения, посвященные Прометею как символу противостояния человека богу. В Скрябине очевидно дионисийское начало, он ведь и христианство не любил. В этом смысле он нетипичный композитор для отечественной культуры, и его мировоззрение никак не связано с русской традицией. Герои его юности – Шопен, Лист, Вагнер –представители европейского романтизма. На них он ориентировался и пытался развивать их традиции. Люка Дебарг, например, будет чередовать сочинения Скрябина и Форе, который также тяготел к гармоническим изыскам.
ЕК У кого-то появляется и Мессиан, это тоже правильно, ведь французы второй половины XX века открывают для себя Скрябина.
ББ Ну, я вот знаю высказывания французских критиков, мало что понимавших и говоривших, что Скрябин – это неудавшийся Равель. Это такой поверхностный взгляд, так как у Скрябина с Равелем ничего общего нет.
ЕК Были и в России музыканты, с насмешкой относившиеся к мессианским идеям Скрябина, считавшие их утопическими.
ББ Мир художника – всегда утопия для других людей, но для Скрябина это было реальностью. У него было свое видение, что человек подобен богу. И мне эта позиция очень близка. Мне нравится такое отношение к себе не как к рабу божьему, а как к полноправному созданию и в чем-то цели мироздания. Здесь я готов раствориться в его музыке и представить себя таким же богоподобным существом. Этим меня творчество Скрябина и привлекает.
ЕК А вы сами с каких его сочинений начали?
ББ В Гнесинской школе я играл раннего Скрябина, его прелюдии, вызывавшие у меня одновременно чувство невероятной красоты и тоски. Именно от чувства тоски он и уходил всю жизнь. Ему удалось побороть эти настроения, и уже в Четвертой сонате происходит слом, он уходит в эротику, экстаз. Удивительная метаморфоза! Он расстается с красивым печальным прошлым, с романтизмом и устремляется в новые, счастливые дали.
ЕК Среди пианистов прошлого принято выделять имя Владимира Софроницкого как носителя пианистического стиля самого Скрябина. Как вы оцениваете его интерпретации?
ББ Какие-то его записи феноменальны, какие-то провальные – он был очень неровным пианистом. Кстати, терпеть не мог запись, говорил, что его «пластинки – это мои трупы». В Музее Скрябина от него даже прятали микрофоны за занавесками, чтобы он не знал, что его записывают. И люди, посещавшие его концерты, говорили о невероятной звуковой атмосфере, о магии его туше. То же, что описывал Сабанеев, вспоминая игру самого Скрябина. Звуки рождались непонятно откуда, словно из воздуха, когда не ощущалась работа клавиш. Видимо, Софроницкий действительно наследовал эту манеру у Скрябина – мистическую, погружающую публику в волшебный мир неземных звуков.
ББ Какие необычные вещи прозвучат на фестивале?
ЕК «Поэма экстаза» в версии для двух фортепиано Конюса, куда мы с Александром Гиндиным добавили еще трубу. Это важный тембр, ему Скрябин поручает ведущие темы в этом сочинении. Из курьезов – прелюдии Бориса Пастернака, те самые, которые он играл Скрябину. И на что композитор посоветовал будущему поэту не посвящать себя музыке.
ЕК В афише присутствует Фестивальный оркестр имени Скрябина. Расшифруйте, кто там участвует?
ББ Это моя личная амбиция – создать один из лучших оркестров в мире без дирижера. Назван он в честь Скрябина. Но это очень хорошо совпало, поскольку Александр Николаевич был экспериментатором, он всегда стремился в будущее. Мне кажется, что будущее за тем, что оркестры научаться играть как с дирижерами, так и без них. Во-первых, это безумно полезно для оркестра, во-вторых, уровень музыкантов такой высокий, что они могут взять на себя важные артистические функции. Поэтому я в это верю, возможно, это такая же утопия, как «Мистерия» Скрябина. Но сам эксперимент заслуживает внимания. А идея создания фестивального оркестра связана с тем, что лучшая запись Первой симфонии Скрябина сделана отнюдь не в России, а осуществлена Филадельфийским оркестром. Для того, чтобы приблизиться к эталону, я задумал собрать коллектив из высококлассных музыкантов – из разных столичных оркестров и не только. Будут и молодые солисты. Все согласились участвовать в этом проекте, понимая, что будет непросто, что предстоит много репетиций. Это амбициозный проект. Какие-то вещи они же будут играть и с дирижером. Это как современные автомобили: могут работать и на электроэнергии, и на топливе.
ЕК Вы уверены в успехе?
ББ Совсем нет. Напротив, я понимаю, что страшно рискую. Но все-таки это интересный риск. Зато я пойму, работает моя идея или она провальная и придется от нее в дальнейшем отказаться.
ЕК В одной из программ, 26 января, у вас соединяются Скрябин и Гершвин. Что, по-вашему, их роднит?
ББ Убежден, что в гармоническом языке Скрябина его среднего периода творчества есть то, что потом джазисты использовали в своих композициях. Это как бы такой утонченный вариант джаза – без свинга, без грува. Конечно, джаз вышел из афроамериканской среды, но «соус», который мы в нем любим, – это уже порождение европейской культуры. И истоки его, я считаю, – в творчестве Скрябина и еще Дебюсси, которые шли параллельными путями. Послушайте того же Оскара Питерсона – нонаккорды с альтерацией, тритоны, увеличенные гармонии – все это было у Скрябина в избытке. Я лично проверил эту теорию: как-то в джаз-клубе стал играть Скрябина в такой чуть расслабленной манере, и всем очень понравилось. Никто не подозревал, что эта музыка написана русским композитором в 1900 году – все сочли мое выступление за джазовую импровизацию.
ЕК Можно ли ожидать, что в двадцати двух концертах фестиваля мы услышим все фортепианные сочинения Скрябина?
ББ Я не ставил такой задачи, не уверен даже, что прозвучат все сонаты. По-моему, Первую и Вторую никто не сыграет. Изначально я отдавал предпочтение выбору самих участников: мне хотелось, чтобы артисты выбрали то, что им ближе из наследия Скрябина и его окружения. И скажу, что все программы получились очень интересными: кроме уже упомянутых будут звучать редкие вещи Сабанеева, Станчинского, Александрова. Рекомендую всем подробно изучить афишу нашего фестиваля – каждый концерт заслуживает внимания.
ЕК Я смотрю, что к участию приглашены не только музыканты, но и драматические актеры. Какова их роль?
ББ Скрябин ведь был не только композитором, но и поэтом, литератором. Слова финала Первой симфонии, «Слава искусству», – это он написал; стихи, объясняющие смысл Четвертой сонаты,тоже авторские. Его мир – это поэты Серебряного века, и упустить этот момент нельзя. Мы попросили известных актеров почитать поэзию того времени, а что именно – пока не скажу, мы еще обсуждаем детали. На то и фестиваль, чтобы оставалось место для сюрпризов. С нами – Чулпан Хаматова, Евгений Цыганов. Ведущий фестиваля – актер, режиссер Петр Татарицкий также по моей просьбе почитает стихи в некоторых концертах. И уже я сам с телеведущим Александром Гордоном делаю программу в Московском планетарии.
ЕК Как интересно! Музыка Скрябина на фоне звездного неба – прекрасно!
ББ Это особенно уместно, ведь Скрябин первый ушел в невесомость.
ЕК Как это понимать?
ББ Когда музыка теряет регулярный ритм, то начинается невесомость – уход от притяжения. Его «плывущие» гармонии, зависающие во времени, создают ощущение пребывания в космосе, что особенно символично, ведь для Скрябина космос – мир духа. То, что его музыка создавалась за 60 лет до первого полета человека в космос, в невесомость, тоже очень интересно. Надеюсь, что мы сделаем красивый вечер в Планетарии. Будет и светомузыка, там, где Скрябин сам предполагал эти эффекты, прежде всего – в «Прометее». Партию «света» осуществит композитор Денис Хоров, он занимается в Музее Скрябина мультимедийными проектами.
ЕК Ожидается что-то сверхъестественное?
ББ Светового шоу не ждите. Да, современные технологии это позволяют, но стоит безумно дорого, и лучше провести пару концертов с интересными пианистами, чем потратить деньги «на воздух». Наш солидный бюджет, выделенный Министерством культуры РФ, я предпочел потратить на творческие задачи.
ЕК Ну, что же, «Прометей» запланирован дважды: 26 января и 1 марта в Большом зале Московской консерватории. Ясно, что на это обязательно надо прийти. А чем еще может заинтриговать фестиваль?
ББ Думаю, во всех концертах слушателей ждет что-то очень интересное. Например, каждую программу открывают выступления юных дарований – учащихся из специальных музыкальных школ России. Я запланировал, что они поиграют ранние опусы Скрябина – то, что им понятнее и ближе. Прелюдии, мазурки и так далее. Дети отбирались в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, и благодаря поддержке Министерства культуры мы имеем возможность оплатить дорогу, гостиницу, довольно приличный гонорар.
ЕК А планируется образовательная часть для этих молодых музыкантов?
ББ Обязательно. Я попросил провести мастер-классы профессора Московской консерватории Юрия Мартынова и пригласил замечательного музыканта, скрябиниста Евгения Левитана, ученика Станислава Нейгауза. На YouTube есть запись его урока, посвященного Шестой сонате Скрябина. И ты понимаешь, что это – тот масштаб, тот уровень постижения музыки, который нужно помочь донести до молодых исполнителей.
ЕК Здорово, что вы позвали не только безусловных звезд, но и музыкантов, нуждающихся в поддержке их талантов и даже таких вот непризнанных гениев. И вновь вы не боитесь рисковать…
ББ Боюсь, но что делать?! Так зато жить интереснее.