Хор как судьба События

Хор как судьба

В Минске отметили 100-летие патриарха хорового дела Виктора Ровды

Вековой юбилей отпраздновали с размахом: отыграли торжественный концерт в Госфилармонии, провели научную конференцию в Белорусской академии музыки, там же открыли выставку

Виктор Ровдо формировался под влиянием нескольких культур: родился в маленьком местечке Сморгонь, в семье настоятеля православной церкви. Потом учился в Вильно в православной духовной семинарии, пел в любительском хоре Белорусского студенческого союза, которым руководил тогда крупнейший хоровой дирижер середины прошлого века, собиратель белорусского фольклора Григорий Ширма. Виктор Ровдо не сразу нашел свой путь: параллельно учился на врача на медицинском факультете Вильнюсского университета и на дирижера – в  Литовской консерватории. Но тяга к хору взяла свое, и вот молодой дипломированный хормейстер едет покорять столицу СССР и поступает в аспирантуру Московской консерватории в класс к ректору Александру Свешникову. А тот направляет его поработать в знаменитый Государственный академический русский хор, дает возможность попробовать себя в преподавании в Московском хоровом училище. Все это дало тот фундамент, на котором развился талант Виктора Ровдо.

Он возвращается в Минск – поднимать хоровое образование и исполнительство: вначале как главный дирижер в хоровой капелле, потом как руководитель Академического хора Белорусского телевидения и радио и параллельно профессор, затем завкафедрой в Белорусской государственной консерватории. За вклад в профессию был удостоен звания «народный артист СССР». Итог созидательной деятельности Виктора Ровдо – сотни ярких выступлений, праздники песни, воспитанная плеяда талантливых учеников: они теперь сами возглавляют хоры, проводят конкурсы, преподают – и трепетно чтят память учителя.

«Он любил молодежь, иногда даже с большим удовольствием общался с нами, студентами, чем со своими ровесниками. Неслучайно он руководил Хором студентов консерватории – это давало ему энергию, подпитывало его, – говорит Инесса Бодяко, инициатор торжеств в честь Учителя и его преемница на посту заведующей кафедрой хорового дирижирования в БГАМ. – Профессор бывал строгим, но мог и пошутить. Любил принимать гостей: когда мы приходили к нему домой, то всегда накрывался обильный стол, а потом как ритуал – мы рассматривали его фотоальбомы. Виктор Владимирович аккуратно собирал свои многочисленные фото, подписывал их. Теперь многие из них бережно хранятся в библиотеке нашей Академии».

Своими воспоминаниями делились и другие ученики, а также гости, приглашенные на этот замечательный праздник. Двухдневная конференция стала также площадкой для интересного обмена опытом, репертуаром, где к белорусским коллегам присоединились декан Санкт-Петербургской консерватории Сергей Екимов, доцент Ростовской консерватории Татьяна Овчинникова, автор этих строк Евгения Кривицкая, представившая новый хоровой сборник «Родион Щедрин. Век двадцать первый». Руководитель концертного хора ДМХШ «Алые паруса» (г. Красногорск) Елена Володина провела мастер-класс, обсудив вопрос «использования элементов хорового сольфеджио в репетиционной работе с хором как метод развития интонационных и творческих навыков детей».

С особой миссией прибыл и.о. ректора Академии хорового искусства и профессор Московской консерватории Александр Соловьёв, который поздравил Белорусскую Академию от лица этих двух крупнейших вузов, преподнес в дар редкое фото Виктора Ровдо с дарственной надписью своему учителю А.В. Свешникову и ценные материалы из архива Госхора, переданные его нынешним руководителем Г.А. Дмитряком.

Торжественный концерт запомнился отличной драматургией и динамичной сменой номеров. Ни одной паузы, «провисания», технических накладок: архивные видеокадры, приветствия, выход хоров, оркестра, концертмейстеров, солистов, дирижёров – все шло без швов.  По замыслу организаторов главными действующими лицами стали три коллектива, которые пестовал Ровдо – уже упомянутые Академический хор Национальной государственной Белтелерадиокомпании, студенческий хор БГАМ и Хор мальчиков и юношей имени И. Журавленко. «Виктор Владимирович собрал на свое столетие хоровое вече, – прочувствованно сказал со сцены в своем приветствии ректор БГАМ Екатерина Дулова. – Этому музыканту был присущ утонченный академизм, стремление к красоте, глубокая духовность. Я с невероятным пиететом наблюдала моменты, как он входит в холл консерватории, проходит в класс, проводит занятия, какие советы дает ученикам – это был человек высокого полета». В течение концерта на экране возникали кинокадры идущего «летящей походкой» Маэстро Ровдо с развивающейся белой, как лунь копной волос – годы окрасили его сединой, но не отняли одухотворенности и внутренней устремленности высь.

Важно, что все сказанные слова о школе, о традициях и достижениях юбиляра нашли подкрепление в звучащей музыке. Кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, в исполнении которой принял участие Симфонический оркестр Республики Беларусь под управлением Александра Анисимова, стала своеобразной поминальной литией, настроившей на возвышенный лад. Вторая часть концерта, более демократичная и разножанровая, стала парадом хоровых дирижеров. Худруки хоровых коллективов Андрей Саврицкий, Инесса Бодяко, Семен Климанов, выходившие к Сводному хору, доставили большую радость своими интерпретациями, а певцы продемонстрировали ту самую высокую культуру исполнения.

Посланец из России Александр Соловьёв в качестве музыкального приношения продирижировал «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова.  Это сочинение имело особую значимость в жизни Ровдо. Как рассказал протоиерей Федор Повный, «когда обсуждался концерт к 1000-летию Крещения Руси, Виктор Владимирович обратился к митрополиту Филарету с вопросом: почему же можно петь “Аве Мария”, но запрещено – “Богородице Дево, радуйся”? Ведь музыка и молитва имеют похожее воздействие на душу человека. Виктор Ровдо так глубоко понимал музыкальную партитуру, потому что он умел слушать и слышать Бога. Его дирижерскому жесту подчинялись не только певцы, но и публика, и те люди, с которыми он соприкасался. Он вел, он не был ведомым, за ним стоял Господь».

И словно в подтверждение этих слов в финале концерта, когда зазвучала песня И. Дунаевского  «Летите голуби, летите», сам юбиляр, с экрана, стал дирижировать хором и залом. Это был незабываемый момент единения всех присутствующих, испытавших почти магическое воздействие личности, словно ожившей в эти минуты благодаря силе искусства.