Передача огня События

Передача огня

В Нижнем Новгороде состоялся гала-концерт фестиваля «Наследие. Посвящение маэстро»

Грандиозный гала-концерт в Кремлевском концертном зале Нижегородской филармонии стал кульминацией нового фестиваля, объединившего лучшие «народные силы» нашей страны. С Нижегородским русским оркестром имени В.А.Кузнецова выступили дирижеры из Краснодара, Тамбова, Белгорода, Костромы, а также известные солисты – Андрей Горбачев (балалайка), Екатерина Мочалова (домра), Майя Балашова (народный вокал), Кристина Фиш (домра) и другие.

Фестиваль был посвящен памяти Виктора Кузнецова – признанного мэтра народного жанра, выдающегося мастера с собственным стилем оркестрового звучания и самобытными интерпретациями, основателя двух крупных народных оркестров и собственной домровой школы в Нижнем Новгороде.

«Музыкальная жизнь» уже рассказывала о концепции фестиваля в материале о первом концерте, собравшем «много людей, которые с особым чувством тепло вспоминали Виктора Александровича». Тогда формат концерта определял уютный зал Нижегородской консерватории – получился «негромкий» вечер, ставший своеобразной «искрой», из которой впоследствии разгорелось «пламя» невероятного масштаба, охватившее несколько городов Нижегородской области, где прошли концерты и мастер-классы.

Гала-концерт в Кремле можно смело назвать не просто большим и удачным праздником, а настоящим манифестом русского народного искусства! «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу» – эта цитата идеально подходит к фестивалю «Наследие. Посвящение маэстро». Точные слова зачастую приписывают Малеру, хотя, скорее всего, ее автором был английский философ Томас Мор. В любом случае это именно тот уровень здорового пафоса, который здесь точно заслужен. На сцене вместе с признанными мастерами блистали молодые люди – с впечатляющей энергетикой и харизмой, с любовью и уважением к музыке.

Народный жанр – особая культура. Невольно начинаешь сравнивать ее с академической сферой, и в одном ключевом моменте «народники» точно побеждают: в их музыкантском подходе гораздо меньше «клише», в нашем сумасшедшем мире в большинстве своем они до сих пор способны на искренность и полнейшую самоотдачу, что среди «академистов» сейчас превращается в редкость.

С насыщенным звуком, с ясностью каждого штриха и динамического оттенка выступили, например, участники консерваторского Унисона балалаек под руководством профессора Сергея Малыхина. Вместе с Нижегородским оркестром, которым продирижировал Владимир Сорожкин, они исполнили Концертные вариации Веры Городовской на тему народной песни «Калинка». Музыканты продемонстрировали удивительную виртуозность, за «блеском» которой нисколько не потерялось очарование популярной мелодии. В этом же ключе можно говорить об Унисоне домр под руководством Кристины Фиш, устроившем практически инструментальный театр при исполнении переложения «Венецианского карнавала» Паганини.

Если о мастерстве и музыкальности знаменитого балалаечника Андрея Горбачева уже ходят легенды и на концерте он в очередной раз подтвердил свой лидерский статус, то домристка Кристина Фиш стала настоящим открытием фестиваля. Непросто соотнести эмоциональное восприятие ее игры и чисто профессиональные характеристики: ничего необычного она не делала, не стремилась выделиться и понравиться. Природа ее таланта, основанная на красивейшем звучании, помогает донести до слушателя естественность и логику мелодической линии, раскрыть образное содержание, как на ладони представить произведение единым и понятным целым. Благо, музыкальный материал оказался подобающим: впервые в Нижнем Новгороде Кристина Фиш исполнила недавно написанный Концерт Ефрема Подгайца «Декабрь», посвященный памяти Виктора Кузнецова. Музыка, построенная по кинематографическому принципу контрастов, как быстро сменяющихся кадров, вместе с тем совершенно противоположна прикладной «киношности» по высокому качеству и многозадачности, мелодический язык концерта выразителен и интересен.

Еще одно «пламя» гала-концерта – выступление певицы Майи Балашовой, самоотверженно взявшей на себя и миссию руководителя фестиваля. Она известна всей России, ее концерты регулярно собирают полные залы региональных филармоний, кроме того, дарованием артистки не раз восторгались ценители русского искусства за рубежом. И многим другим представителям ее профессии неплохо бы проанализировать смысл такого успеха. Помимо красивого и запоминающегося тембра, большого диапазона и уверенного артистизма, Майя Балашова владеет важнейшей ценностью – репертуаром. Она не боится петь сложную, трагическую и глубокую музыку. И овации после романса «Ой, да перевозчик» доказали, что людям нужна именно такая музыка, что они устали от примитива.

Вообще, изобретательная репертуарная и смысловая позиция стала определяющей для большинства произведений, включенных в программу гала-концерта: даже более простые и не «сложно конструируемые» сочинения, у которых в «генезисе» другие преимущества, должны были прозвучать и прозвучали на уровне высокой планки. «Русь-тройка» Курченко, «Старогородские мотивы» Цыганкова, «Карагоды весны» Нижника, «Ария» Бибергана и другие любопытные на «вкус» и «цвет» музыкальные изюминки исполнялись вдохновенно и, главным образом, без всякой рутинности. «Виновен» в этом профессионализм артистов Нижегородского русского народного оркестра, которым теперь, после ухода из жизни Виктора Александровича Кузнецова, руководит Борис Схиртладзе. Маэстро за свою жизнь сумел зажечь такой огонь в своих учениках и коллегах, что погасить его и инертно поклоняться пеплу точно невозможно. Дальше все будет только больше разгораться.