В одном из самых успешных музыкальных театров России назрел конфликт. Артем Абашев, преемник Теодора Курентзиса в Пермской опере, написал заявление об увольнении по собственному желанию. Об этом редакция «Музыкальной жизни» узнала несколько часов назад из собственных источников. С дирижером Артемом Абашевым (АА) связалась Юлия Чечикова (ЮЧ).
ЮЧ Артем, сегодня в редакцию поступил тревожный «сигнал» о том, что ты написал заявление по собственному желанию. Что подтолкнуло тебя к принятию такого решения?
АА Ситуация развивалась на протяжении полугода. В середине июня официально вступил в должность новый генеральный директор театра – Довлет Анзароков. Ко мне были применены дисциплинарные взыскания за отмену какой-то репетиции, что я расцениваю как грубое вмешательство в творческий процесс. При этом замечание мне было передано в августе. Все это накапливалось, как снежный ком, вмешательства подобного рода не прекращались.
Мое решение связано с тем, что генеральный директор и его советник Дмитрий Ренанский пытаются вылить на меня поток клеветы. Я не хочу ждать, когда меня в чем-то обвинят или измажут в грязи. Выкручивание рук не способствует здоровому климату в коллективе и уж тем более создает препятствия для развития, а я все-таки хочу двигаться вперед. Поэтому ситуация складывается не в мою пользу. В сложившейся ситуации мне было важно не показать себя слабым, человеком, которого пытаются сломить, – я все равно занимаюсь музыкой. К нашей новой постановке – «Фаусту» Гуно – Довлет Анзароков не имел непосредственного отношения, так как он недавно пришел. Мне же было важно сделать эту работу по-настоящему, сильно, так, как я задумывал.
В сложившейся ситуации мне было важно не показать себя слабым, человеком, которого пытаются сломить, – я все равно занимаюсь музыкой.
Теперь для меня стоит вопрос ребром. Люди, которые пришли из драматического театра, Анзароков и Ренанский, – не совсем правильно выстраивают свою политику в оперном театре. На мой взгляд, это чревато истреблением музыкального театра и превращением Пермского оперного в концертную площадку. Подобная перспектива совершенно меня не прельщает, я не хочу в этом принимать участие. И более того, все эти вмешательства в творческий процесс пагубно сказываются на творческой атмосфере в коллективе – она стала антитворческой. Много месяцев все держалось на том, что я старался не углубляться в существующий конфликт, по максимуму концентрироваться на своих прямых обязанностях и направлять к этому процессу всех музыкантов. Я убежден, что в музыкальном театре последнее слово должно оставаться за музыкальным руководителем, а не директором, иначе возникает страшный перекос, слом всей работы.
ЮЧ На какой срок с тобой заключали контракт?
АА Мы работаем по типовому контракту – он начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа.
ЮЧ В чем заключается вмешательство в творческий процесс со стороны руководства?
АА Генеральный директор выносит мне замечание за отмену репетиции спектакля. Мне же, со своей стороны, как главному дирижеру лучше видно, как и сколько мне репетировать, и я вправе отменить какую-то репетицию, если считаю, что в ней нет большой необходимости, или, наоборот, назначить дополнительную. На деле же получается, что генеральный директор решает, сколько музыкантам репетировать. Я считаю, что это неправильно.
ЮЧ Если руководство подпишет твое заявление, какие проекты нынешнего сезона оказываются «в зоне риска»?
АА В театре у меня подвисает «Евгений Онегин». Помимо этого, непонятно, как пройдут показы оперы «Любовь к трем апельсинам» и трех балетных одноактовок («Озорные песни» на музыку Пуленка, «Концерт № 5» на музыку Прокофьева, «Когда падал снег» на музыку Бернарда Херрмана) в рамках фестиваля-премии «Золотая Маска». Спектакли запланированы на 11 и 13 января. Неизвестно, как поведет себя новое руководство театра. К сожалению, мы не можем найти общий язык. Анзароков и Ренанский что-то обсуждают между собой, я же при этом не присутствую. Это и рождает дестабилизацию и полную разобщенность.
ЮЧ На какой исход ты рассчитываешь?
АА Я надеюсь, что власти обратят внимание на сложившуюся в театре ситуацию. К слову, мне пока не доводилось пообщаться тет-а-тет с губернатором Пермского края Дмитрием Николаевичем Махониным. Пермский оперный театр – театр с огромной историей, с огромным творческим потенциалом, и будет очень жаль, если он сдаст свои позиции. К сожалению, на тех условиях, которые прописаны в контракте и у меня, и у Анзарокова, я не могу здесь остаться, так как, по моему убеждению, подобный стиль руководства идет не на пользу музыкальной жизни театра и не дает развивать полные мощности, а я все-таки намерен двигаться вперед.
Я вынужден защищать себя таким способом, чтобы обратить на эту ситуацию внимание. А дальше будет видно. Пермский край родной для меня. Очень обидно просто вот так уйти. Как музыкант я честен перед собой и перед всеми.
_______________________________________
Напомним, после ухода в ноябре прошлого года Андрея Борисова, возглавлявшего Пермский оперный театр с 2017 года, министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский пообещал, что ведомство объявит конкурс. На пресс-конференции он заявил, что кандидатуру согласуют с губернатором, а решение обязательно примет сам коллектив. Тем не менее нового руководителя выбрали без конкурса, коллектив поставили перед фактом.
Биографическая справка:
Артем Абашев – с сезона 2019/2020 главный дирижер Пермского театра оперы и балета, художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра Пермской оперы. Сотрудничает с театром с 2013 года.
Номинировался на премию «Золотая Маска»: за лучшую работу дирижера в «Сказках Гофмана» (2015), «Щелкунчике» (2018), «Баядерке» и «Шахерезаде» (2019), «Дон Жуане» и «Любви к трем апельсинам» (2021). В 2020-м вошел в состав жюри премии.
В сезоне 2020/2021 выступил музыкальным руководителем и дирижером премьерных спектаклей: «Дон Жуан» Моцарта, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Иоланта» Чайковского, «Анюта» на музыку Гаврилина, «Озорные песни» на музыку Пуленка, вечер «Балеты на музыку русских композиторов» («Польский бал» и «Концерт № 5»).