Георг Филипп Телеман, не так активно и часто исполняемый в России, – композитор необычайно плодотворный: количество только его кантат по разным подсчетам исчисляется сотнями, а то и тысячами. Немецкая гордость, он оставил богатое наследие, которое музыканты и музыковеды не могут полностью осмыслить до сих пор.
Этот альбом – часть масштабной телемановской серии, выпускаемой немецким лейблом «cpo». В рамках серии компания сотрудничает с различными музыкантами, способными внести собственный вклад в осмысление одного из крупнейших немецких композиторов. И уже не в первый раз к проекту присоединяется ансамбль barockwerk hamburg под художественным руководством Иры Хохман.
Название диска отсылает к английским королям, но каким же образом Телеман с ними связан? Георг II, родившийся в Ганновере, стал наследником британского престола скорее случайно, благодаря запутанному родству и кризису британской монархии. Тем не менее он сохранял значительные немецкие связи, не без участия которых Телеман получил заказ на написание торжественной кантаты Bleibe, lieber König, leben, вероятно, в последний год жизни монарха.
Король к моменту создания кантаты был совсем плох. Композитор просит его оставаться и жить как минимум до тех пор, пока тот не заключит мирный договор. К сожалению, через несколько месяцев монарх все-таки умирает, и Телеман пишет вторую кантату, на этот раз траурную, начинающуюся со слов Lieber König, du bist tot («Любимый король, ты мертв»). Третья кантата, Großmächtigster Monarch der Briten, написана по случаю празднования дня рождения Георга III, который сменил умершего деда на престоле. Текст красноречиво прославляет нового монарха и желает ему множество потомков.
Оставшиеся две кантаты на диске не светские, а духовные, и попали на него скорее случайно, чтобы набрать необходимое время звучания для полноценного релиза. Концептуально они очень выделяются, хотя в стилевом отношении эта разница почти не слышна. Возможно, в альбоме лучше бы смотрелись торжественные гимны Г. Ф. Генделя, написанные по случаю коронации все того же Георга II, но они предполагают другой состав и не вписываются в политику телемановской серии лейбла.
К сожалению, столь яркая концепция альбома оказалась исполнена на довольно среднем уровне. Ни в коем случае не провал, но от уже зарекомендовавших себя певцов Ханны Цумзанде и Доминика Вёрнера хотелось бы услышать большей «спетости» (порой они не строят между собой), легкости (верхние ноты периодически неаккуратно кричатся) и точности интонации (допустимые в живом исполнении погрешности недопустимы в записи). Впрочем, стоит отметить виртуозную легкость пассажей Ханны Цумзанде.
Это еще одна работа, концепция которой вызывает живой интерес и по своей ценности превышает качество исполнения. Ведь к королевским кантатам Телемана музыканты обращаются очень редко, ноты ни разу не были опубликованы и по сей день существуют только в виде рукописной партитуры в библиотеке Королевской консерватории Брюсселя.