Tony Bennett & Lady Gaga <br>Love for Sale <br>Columbia/Interscope Релизы

Tony Bennett & Lady Gaga
Love for Sale
Columbia/Interscope

Все началось десять лет назад, когда Леди Гага (настоящее имя Стефани Джерманотта) спела вместе с ветераном-крунером Тони Беннеттом (настоящее имя Энтони Доминик Бенедетто) стандарт The Lady Is a Tramp для его альбома Duets II. Тогда никто и не думал о том, во что это выльется. На первый взгляд, это была взаимовыгодная коллаборация, не более того: престарелый Беннетт получал юную звезду, Гага получала респект от старшего поколения (в шоу-бизнесе, штуке, как ни странно, невероятно консервативной, это по сию пору значит немало). Тогда 84-летний Беннетт получил очередную Grammy и, возглавив чарт журнала Billboard, оказался самым старым музыкантом на этой позиции за всю историю, а Гага – в поле зрения не только танцпольной публики. Казалось бы, обоим теперь идти своими дорогами – но нет.

Четыре года спустя разновозрастная пара продолжила сотрудничество на нескончаемом поле американских эвергринов. Беннетт, не утративший к своему солидному возрасту ни голоса, ни интонационного мастерства, на альбоме Cheek to Cheek был и ментором, и играющим тренером, но в обеих ипостасях получавшим явное удовольствие – он как минимум свингует, голосом усталым, но вполне живым. А его партнерша, как выяснилось, не просто умеет работать с околоджазовыми вокальными приемами – она ими совершенно органично дышит (что неудивительно: она начинала с джаза!). И дело тут в том, что если Беннетт, заставший некую коду этих песен, в них просто жил, то Леди не играла в диву эпохи джаза, оставаясь самой собой – просто знающей материал и умеющей с ним обращаться.

Прошло шесть лет. За это время в жизни обоих участников случилось несколько важных вещей. Прежде всего, у Тони Беннетта обнаружилась болезнь Альцгеймера, и она прогрессирует. Как, спросит читатель, продюсеры решились подвергнуть больного человека, который не помнит о том, что он делал накануне, такому испытанию, как запись альбома? На этот вопрос есть простой ответ: эта запись продлила ему жизнь. Стоит посмотреть видеоролики с песнями из альбома: очевидно, что они сняты во время реальной работы в студии. Видно, что между Тони и Леди есть длящаяся уже десять лет незримая связь (в англоязычном мире это называют chemistry, «химия»), которая позволяет великому крунеру буквально расцветать при виде своей партнерши – а ее взгляд полон привязанности и уважения такой силы, перед которой, кажется, любая хворь должна отступить.

И в результате 95-летний Беннетт показывает полное владение все еще живым и полным обертонов голосом; он демонстрирует безупречную фразировку, владеет эмоциональной составляющей песни и, конечно, остается джентльменом невероятного масштаба – каким и был все семьдесят два года своей завершающейся карьеры.

Гага же отвечает на это еще более возросшим мастерством. Она вновь не притворяется джазовой певицей, но умение использовать легкую хрипотцу и добавлять вибрато в конце фразы – о, это дорогого стоит. Иногда она кажется немного тяжеловесной там, где нужен совсем легкий свинг, но даже и это выглядит мило. Ну, а великолепные аранжировки, отменного качества музыканты в оркестре, которым чутко и умело управляет знаменитый пианист, продюсер и дирижер Хорхе Каландрелли, невероятно высокое качество записи (когда кажется, что никакой записи и нет, а есть только музыка и радость) – это, конечно, по умолчанию так, и должно быть так.

Love for Sale – безусловно, коммерческий (в полном соответствии с названием!) альбом; он являет собой великолепное развлечение – и предмет искусства одновременно. Это не просто очередное посвящение ушедшей эпохе: это – вневременная работа, которая для одного из ее участников стала великолепным прощальным поклоном, для второй – обещанием прекрасного будущего.