За 90 лет существования Москонцерта назначение Ильи Бачурина генеральным директором стало, наверное, самой громкой новостью в жизни старейшей концертной организации. Полгода назад дверь в кабинет «генерального» открылась для СМИ, сотрудников самого Москонцерта, и новые грандиозные проекты хлынули потоком.
Бэкграунд Бачурина, несомненно, способствовал масштабным новациям. На его профессиональном счету – первые гастроли в России Майкла Джексона (1993), подготовка Церемоний Олимпийских игр в Сочи (2009-2014), Всемирного фестиваля молодежи и студентов (2017), а также руководящие творческие должности на телевизионных каналах: «Первом», «MTV Россия», ПКВС, «ТВ БРИКС», запуск кинотелевизионного комплекса «Главкино», участие в российской комиссии «Евровидения», запуск первого музыкального блокбастера «Фабрика звезд».
На его рабочем столе ничего лишнего: номер журнала Esquire, буклеты европейских концертных залов, фарфоровый кошачий силуэтик у монитора, ноутбук.
«“Фанерон” – это абстрактный город, необязательно Москва и необязательно будущего, то есть у нас такая классическая утопия», – Илья Бачурин ведет конференцию в зуме, рассказывая о городе мечты – придуманном им проекте комикс-фестиваля для Манежа, подобных которому в Москве еще не было. Он придумал идею, участников, договорился с ними, с руководством Департамента культуры и теперь показывает коллегам собственноручно сделанную презентацию, поясняя детали. Если бы не внешность героя светских хроник, Илья Бачурин напоминал бы Велимира Хлебникова – автора будетлян и нового языка, авангардиста начала XX века.
Конференция в зуме заканчивается сразу же после его слов «Давайте сейчас быстро все обсудим и придумаем контент, который вы могли бы добавить» – на другом конце провода берут тайм-аут, чтобы думать. За его скоростью успеть сложно.
О том, как он успевает перемещаться из Зеленограда в Зарядье, из Мэрии в Департамент, из Петербурга в Москву, вести «Новости кино» на телеканале «Культура», не пропускать главные премьеры, кинопремии, светские события, но при этом создавать новую структуру Москонцерта, Илья Бачурин (ИБ) рассказал Светлане Потемкиной (СП).
СП Как вы все успеваете?
ИБ Мне это невероятно интересно, работа – всегда центр моей вселенной. Изменения, трансформации сегодня – стиль жизни, стиль бизнеса в сегменте массового искусства и культуры.
СП За полгода руководства Москонцертом какие у вас сложились впечатления от новой сферы деятельности, своей должности, взаимодействия с Департаментом культуры Москвы?
ИБ Работы очень много, задач какое-то космическое количество, но при этом я нахожусь в максимально комфортном и ресурсном состоянии, могу работать 24 часа в сутки. Это происходит не в последнюю очередь благодаря мощной поддержке Департамента культуры и пониманию, что мы говорим на одном языке. Я не пытаюсь сейчас петь дифирамбы руководству, но мне важно, что все наши разговоры очень четкие с точки зрения постановки задач, их выполнения, ресурсного планирования. Это единственный способ чего-то добиться. В другие периоды жизни я сталкивался с совершенно иными способами организации творческих процессов и могу сказать, что Департамент максимально эффективен, применяя упорядоченный, структурированный способ работы в культурной индустрии, направленный на удовлетворение запросов горожан и на формирование самой индустрии. Творцам свойственно сужать спектр деятельности, фокусируясь на своем зрителе, но культура Москвы – это не висящий в безвоздушном пространстве набор учреждений, мероприятий, которые какие-то абстрактные творцы продвигают для реализации своих амбиций. Это сложнейшая система, которая учитывает интересы самых разных слоев общества. В мировых рейтингах Москву ставят на первые места по части градоустройства, но мне кажется, что в организации культурных процессов мы точно в числе лидеров.
СП Заявляет ли о себе Москонцерт как-то по-новому в столичном культурном пространстве?
ИБ Когда пиару уделяешь внимания больше, чем работе, это становится заметно всем – такие примеры вылавливают и радостно потрошат блогеры. Делать плохие мероприятия и сохранять хороший имидж не удастся, да и нет желания пыль в глаза пускать – эффективность нужно предъявлять. На былых заслугах тоже далеко не уедешь. Москонцерт – это серьезная значимая структура в масштабах города, проекты и артисты, значимые в масштабах страны. Но до сих пор эффективность Москонцерта была ниже, чем хотелось бы, – вот моя оценка сегодняшней ситуации. В 2020 году было дано более 1500 концертов, но даже здесь были задействованы не все артисты, к тому же эти мероприятия увидело недостаточное количество зрителей. Объем продюсерских ресурсов в организации сейчас не соответствует количеству коллективов, и так не может продолжаться, поэтому начиная с конца года нас ждут серьезные перемены. Профессиональная среда должна увидеть в Москонцерте действующий инструмент, а не организацию, которая пиарится, не создавая ничего нового, или при любом поводе предъявляет старые победы. Москонцерт работает для москвичей, и программы, которые он делает, должны пользоваться популярностью, победы нужны новые, причем постоянно, каждый день. Важный вопрос сегодня – формирование актуального, востребованного, продаваемого репертуара, потому что в Москонцерте музыканты высокого уровня и их много, но в целом с точки зрения продукта – это масса мероприятий, которые для зрителей существуют скорее в привязке к конкретным «домашним» площадкам Москонцерта.
СП На ваш взгляд, что позволит Москонцерту стать привлекательным для зрителя?
ИБ Подача, ключевая мысль, наполняющая проект, сегодня во многом определяет спрос. Зачастую успех определяет не качество исполнения и даже не имя артиста на афише, а комплекс всего, начиная с названия, жанра или кросс-жанровой формы, партнерства и коллаборации. Если артист способен донести до зрителя свое творческое видение, интерес к его программам будет выше, чем к тому, кто вышел-отыграл-ушел. Надо адаптировать исполняемую музыку к сегодняшнему дню, к новой, молодой аудитории через свою личность, харизму, нужно за нее подписываться кровью, а не просто воспроизводить. У Теодора Курентзиса, например, программа каждый раз формируется как некий перформанс. Это сложнейшая, дополнительная по отношению к исполнительству, форма творчества. И играют они иногда сложнейшую музыку, которую не всякий музыкально образованный человек с первого раза поймет, но публика приходит и смотрит, и принимает это, поскольку ему верит Маэстро. По сути, это даже не работа с конкретной аудиторией, а работа с классической музыкой в том виде, в каком она сегодня актуальна. Любое мероприятие, ориентированное на молодую аудиторию, требует переосмысления расширения формата классической музыки, поиска новых форм, смыслов.
СП Получит ли нынешнее содержание Москонцерта новую упаковку?
ИБ Это непростая и не совсем продюсерская задача. Продюсер может только найти подходящего творца, а в целом это должен сделать режиссер, автор идеи. Я надеюсь, что Москонцерт станет центром высоких креативных продюсерских компетенций в московском культурном пространстве и будет действовать именно так: искать и поддерживать тех, кто делает, а не пытаться поддерживать то, что, может быть, и поддерживать не стоит, то, что жизнью не востребовано.
Те программы, которые Москонцерт с нового года будет делать, несомненно, будут более активными, более живыми. И еще, в Москонцерт Холле многие коллективы выступают сегодня под фонограмму – от этой практики предстоит уходить! Это будет непросто организовать, сразу возникнут вопросы: а где мы посадим оркестр, зачем усложнять? Но по факту всегда находится решение, если ищешь. Мы найдем его.
СП А как лично вы относитесь к классической музыке?
ИБ Границы моего музыкального вкуса максимально широки, но классическая музыка – это важная часть моего мира с самого детства. Я помню времена, когда молодежь, по сути,сложную академическую музыку не воспринимала, но сейчас пренебрежения к классической музыке я не вижу, и мне кажется, это очень хорошая тенденция. В том же «Зарядье» на классических концертах мы встречаем и 80-летних бабушек, и 15-летних подростков, которые сами без родителей пришли, и огромное количество 20-летней молодежи. К счастью, классическая музыка, если и не модна для всей молодежи, остается такой в очень значимых по охватам прослойках, что создает ей некий тотем – защиту. Ее востребованность сегодня во многом зависит от того, насколько талантливо ее продюсируют, насколько яркие артистические персоналии ее представляют.
СП Основными площадками Москонцерта по-прежнему остаются Москонцерт Холл и концертные залы на Пушечной? Планируете ли вы какие-то изменения в историческом здании?
ИБ Буквально недавно мы запустили новый проект «Искусство рядом», который предполагает показ программ Москонцерта на площадках культурных центров города. Начинаем с КЦ «Меридиан», «Вдохновение», «ЗИЛ», «Зеленоград», «Строгино». Важный процесс происходит на Пушечной. Здесь должно возникнуть модное (не побоюсь второй раз упомянуть это уместное здесь слово) пространство, куда приятно приезжать, – такое место перманентной активности, тусовки, куда забегают пообщаться, почитать, посидеть в кафе.
СП То есть, по сути, вы продолжаете заниматься тем, с чего начинали в 90-х на «Станции 106,8 FM», – поддерживаете и совмещаете те вещи, которые казались несовместимыми?
ИБ Для меня это, безусловно, так. Все проекты, которые я делал в разных областях, соответствовали этому определению и совмещали несовместимое, даже Сочинские Олимпийские церемонии. Это, действительно, задачи, решение которых должно былоучитывать десятки, сотни зачастую противоречащих друг другу параметров.
СП Вы читаете сейчас курс менеджмента креативных индустрий в МГИМО и Государственном университете управления?
ИБ Уже нет, к сожалению. Это была специально разработанная программа MBA, но сейчас нет времени вести и развивать этот проект. Бывают периоды, когда можно поделиться опытом, что-то рассказать, но в целом, если начать слишком активно и увлеченно делиться, отвлекаясь от реальных задач, станешь прекрасным бородатым профессором, который охает, ахает и рассказывает, как было здорово в прошлом. Это явно не мой путь, мне всегда интересней заниматься практическими проектами.
СП Будут ли новые проекты представлены в ближайшее время?
ИБ На уникальной площадке Дома генерал-губернатора, на Тверской 13, где раньше не делали мероприятий для широкой публики, мы уже начали делать регулярные мероприятия, и они будут уникальными по форме и содержанию. Сегодня городская власть максимально открыта: днем на этой площадке Сергей Семенович Собянин может вручать награды, проводить международные встречи, а вечером туда придут горожане. По-моему, это здорово! Также готовимся к Открытию Года главного московского композитора Скрябина в январе в КЗ «Зарядье». Программа будет яркой, наполненной актуальными новаторскими идеями. Стараемся делать так, чтобы понравилось самому Скрябину, если он смог бы присутствовать на своем 150-летии.
С 3 по 18 января 2022 года в Манеже пройдет комикс-фест «Фанерон. Город мечты». Москва не делала такого рода мероприятий. Это проект, где Москонцерт впервые предстанет в новом качестве, и это контент, за который, как раньше говорили, готов подписаться. Мы придумали с художниками и артистами вселенную, которая начинается с Города будущего, Фанерона, различные районы которого и смогут посетить гости, поучаствовать в их развитии, создании контента. Концерты, спектакли, совместное созидание – основное наполнение проекта. Утром площадка ждет детишек со специально подготовленным для них контентом, вечером – молодую аудиторию!
СП Есть ли какой-то утвержденный контент?
ИБ Фанерон – это прежде всего комиксовая вселенная, авторами которой являются молодые российские художники в возрасте от 18 до 23 лет, они пишут сценарии, рисуют героев. Практически все они с международным бэкграундом: у кого-то из них контракты с Marvel Comics, кто-то рисует мангу для японцев. Они чувствуют аудиторию, понимают, что будет востребовано. Мечты – это что-то очень тонкое, на кончиках пальцев, и мираж легко разрушить, поэтому весь взрослый продюсерский коллектив очень бережно относится к работе молодых творцов, стараясь ничего не потерять, сохранить их ощущение будущего.
СП Что вы имеете в виду, когда говорите, что каждый может стать участником проекта?
ИБ В параллельной вселенной мечты, где существует Фанерон, каждый является творцом и искусство не элитарно, оно не отделено сословными, образовательными границами от простых граждан. Манифест Фанерона о том, что в искусстве, в созидании все равны и каждый имеет право на собственное высказывание! Мы предлагаем: творите, поверьте в себя. Еще нам кажется важным, чтобы этот проект имел практический результат, поэтому, как бы ни пошел разговор с аудиторией, в финале все соберется в некую материальную форму – инсталляцию или перформанс, которая зафиксирует общие идеи.
СП Известно уже, кто будет задействован в проекте из артистов, музыкантов, постановщиков?
ИБ Молодежи, которая придет на это мероприятие, мы будем предлагать что-то как минимум актуальное, а как максимум – завтрашнее. Музыкальный спектр будет очень широкий, начиная со сложных форм, которые предложит Петр Айду, до самых актуальных на цифровых площадках артистов. Также в программу войдут театральные постановки, но тоже не мейнстрим. «Приют комедианта», «Трикстер» – театральные коллективы, которые делают сложные театральные формы, в то же время понятные для молодежи. Донатас Грудович сейчас готовит для нас спектакль, утреннее представление для детей делает Алексей Франдетти, располагающий фантастическим творческим арсеналом. Концепция города-мечты бесконечна – мечтать можно о разных вещах и совершенно по-разному, и я уверен, что этот новый беспрецедентный проект Москонцерта соберет большую аудиторию.