Для зрителей более шестидесяти городов России магию ожившей сказки создали Маргарита Шрайнер, Семен Чудин, Денис Савин и другие артисты Большого театра. За пультом оркестра выступил Павел Клиничев.
Сегодня это трудно представить, но главной новогодней истории могло не случиться, если бы великий композитор поддался первоначальному порыву и отказался от заказа. «Терзания», «мучения», «сумасшествие» – характеризуя подобными эпитетами начало работы над «Щелкунчиком», Чайковский был на грани отчаяния. Главная причина – неприятие сюжета второго акта, где в угоду публике должна была развернуться феерия сладостей «Конфитюренбурга». По этому поводу ироничен и красноречив комментарий балетоведа Юрия Слонимского: «И вот со страниц плана Петипа выглянул сразу целый букет пошлостей – Феи Сновидений и Фруктов, Карамели, Мятные лепешки, Петифуры, Фисташки, Галеты, Нуга и т.п. обступили Чайковского».
Шедевр Чайковского родился как дитя компромисса. «Мне предстоит сделать очень смелый музыкальный фокус», – признавался композитор в письме к заказчику постановки, директору Императорских театров Ивану Всеволожскому. И пояснял: «Второе действие балета можно сделать удивительно эффектно <…>, но оно требует тонкой филигранной работы».
Филигранная работа композитора над партитурой обернулась глубиной и многозначностью психологических зарисовок, которые долгое время оставались неразгаданными. До тех пор, пока хореограф Юрий Григорович не расшифровал «фокус» Чайковского, представив историю первой любви и взросления главной героини. А затем в соавторстве с художником Симоном Вирсаладзе и дирижером Геннадием Рождественским сочинил дивную рождественскую сказку, связав художественные миры Гофмана и Чайковского с традициями классического русского балета.
Постановке «Щелкунчика» Григоровича-Вирсаладзе – в этом году пятьдесят пять. Выверенная временем, любимая несколькими поколениями зрителей, сегодня она воспринимается уже как новогодний бренд Большого театра. И, пожалуй, не только его. Башкирскому театру оперы и балета в Уфе, пригласившему Юрия Григоровича после его ухода из Большого, повезло обрести легендарный спектакль с костюмами и декорациями Симона Вирсаладзе в свой репертуар.
Добрая и мудрая новогодняя сказка о прощании с детством, какой представил Юрий Николаевич своего «Щелкунчика», – спектакль для всей семьи, где многие узнают себя. В новогодние праздники родители улыбнутся ироничным хореографическим зарисовкам чопорного мира взрослых в сценах шествия и ухода гостей, а также великолепном церемониальном «Гросфатере». Дети восхитятся дивным миром заводных игрушек и оживших кукол, волшебством танцующих снежинок и вырастающей прямо у них на глазах рождественской елкой. Все вместе проживут историю сострадания к сломанной игрушке и рождения первых светлых чувств главной героини, кульминация которых – пронзительное и нежное адажио Мари-невесты и Щелкунчика-принца. И, конечно же, будут сопереживать главным героям во время двух сражений Щелкунчика и Мышиного короля. А дома в задушевных беседах перед сном и перечитыванием повести Гофмана обнаружат продолжение сказки – встречу Мари с племянником Дроссельмейера, который окажется тем самым принцем из сна.