C 17 января по 12 февраля 2022 года в Москве пройдет III Зимний международный фестиваль искусств. «12 программ на семи концертных и театральных площадках столицы, наш фестиваль продолжает расти и развиваться, – говорит его художественный руководитель народный артист СССР Юрий Башмет. – Меня радует, что он нужен городу и нужен публике, которая приходит на наши концерты и спектакли даже в непростое с точки зрения пандемии время. Я очень благодарен, причем абсолютно искренне, за поддержку нашего фестиваля и непосредственно Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным и Департаментом культуры города Москвы. Без них фестиваль не мог бы столь разнообразно и многопланово развиваться, особенно в наше не самое простое время».
О том, что нового и интересного ждет публику, Евгении Кривицкой (ЕК) рассказал директор фестиваля и «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко (ДГ).
ЕК Бас Рене Папе, сопрано Аида Гарифуллина, солист на мандолине Ави Авиталь, скрипач Сергей Крылов, пианист Олли Мустонен… Такой звездный состав планируется 24 января, когда состоится всеми ожидаемый и любимый «Концерт в день рождения» Юрия Башмета, который, разумеется, весь вечер будет дирижировать своими оркестрами и, возможно, сыграет нам и на альте. Несмотря на пестроту фамилий композиторов на афише, тут есть своя логика, связанная с объединяющей темой «Пение и танец».
ДГ Это наш внутренний подзаголовок концерта в день рождения Башмета. Мы решили взять эти два жанра как основу для составления концерта. Все это пошло из-за того, что Рене Папе предложил спеть «Песни и пляски смерти» Мусоргского, и мы подумали, что если мы будем стараться держаться этих двух жанров, то получится нестандартная программа. Прозвучит и «Цыганка» Равеля, и Шесть румынских танцев Бартока, Большое адажио из балета «Спартак» и в финале – Фантазия Бетховена с хором, фортепиано и оркестром.
ЕК Участникам этого концерта давалось конкретное «задание»: «А сыграйте-ка вы нам Хачатуряна» – или у них был выбор?
ДГ Мы высказывали определенные пожелания каждому и уточняли, что у них есть в репертуаре, что могло бы соотнестись с главной темой концерта. Были и другие соображения: участие двух оркестров – «Солисты Москвы» и «Новая Россия», контрастность самой музыки. Если первое отделение с сочинениями Грига и Мусоргского получилось достаточно сумрачным, то второе – более праздничное, фантазийное.
ЕК 19 января в афише фестиваля обозначен как «День альтиста». Что подразумевается под этим названием?
ДГ Это день рождения Вадима Борисовского, выдающегося альтиста, основателя советско-российской альтовой школы. Когда Юрий Абрамович Башмет учился в Московской консерватории, то в этот день все студенты собирались дома у Вадима Васильевича. Легендарный музыкант, он в 1922 году первым из выпускников консерватории окончил ее как альтист (до того в консерватории существовало лишь факультативное прохождение «обязательного альта» для скрипачей, и его вел Владимир Бакалейников). Именно Борисовский сделал альт равноправным – до этого такого инструмента «не значилось» в списках специальностей. Теперь, когда фестиваль расширился, мы смогли включить это число в фестивальную сетку и посвятить концерт полностью альтовой музыке.
ЕК Действительно, раньше вы открывали фестиваль именно 24 января: почему теперь акценты сменились?
ДГ Наш контент стал более насыщенным, он требует большей дистанции между событиями. У нас много театральных постановок, их нельзя выпускать через день – нужны временные люфты, чтобы перейти с одной сцены на другую, провести постановочные репетиции. Кроме того, мы действительно «размываем» акцент главного концерта. Когда мы начинали в день рождения Башмета, все радостно приходили один раз и не всегда замечали в полном объеме все то, что мы на фестивале еще показывали.
ЕК А делается немало. Вот, среди новинок программы 9 февраля анонсирована премьера спектакля «Кроткая» по Достоевскому.
ДГ Это давний замысел, Сергей Гармаш пришел к нам с этой идеей года 3-4 назад.
ЕК Вы чуть-чуть не успели к 200-летию со дня рождения писателя.
ДГ Мы и не особо стремились успеть. Я вообще поражаюсь, как в России юбилеи могут быть безудержными и беспощадными. Когда отмечали 100-летие Шостаковича, сыграли столько его сочинений, что потом минимум пять лет «отдыхали» и не вспоминали о нем. Теперь бросились изучать Скрябина, и, видимо, к концу 2022 года «Прометей» Скрябина все уже выучат наизусть. Насколько это позитивно скажется на долгосрочном исполнении музыки этого композитора?.. Должен быть какой-то разумный баланс.
ЕК Премьера «Кроткой» пройдет в филиале Малого театра на Ордынке, новой для вашей команды площадке. Что вас туда привело?
ДГ Действительно, мы впервые делаем спектакль в кооперации с Малым театром, и нам всем это интересно: они такие исторические, а мы такие бесшабашные. Кстати, в перспективе весной планируется, что «Кроткая» переедет и на Основную сцену в Театральном проезде. Базово мы предусмотрели этот вариант, а показы на Ордынке позволят нам обкатать и отладить все детали постановки. Подчеркну, что Сергей Гармаш не артист Малого театра, режиссер Виктор Крамер впервые вошел в пространство этого театра, как и Юрий Башмет. Я благодарен и Юрию Мефодьевичу Соломину, и директору театра Тамаре Анатольевне Михайловой, и всем сотрудникам театра, которые с большим неподдельным интересом отнеслись к этому эксперименту. Из труппы Малого театра приглашены шесть молодых актрис. Они будут воплощать разные ипостаси героини: в нашей инсценировке самой Кроткой нет, действие начинается с момента, когда она уже погибла, и Сергей Гармаш рассказывает, что было ипочему все так произошло. Музыку пишет Кузьма Бодров, буквально вчера он мне сообщил, что завершил 22-й номер! С 10 января мы приступили к совместным репетициям, и будем собирать спектакль.
ЕК А какой оркестр будет принимать участие, и где вы его расположите? Ведь на Ордынке нет оркестровой ямы.
ДГ «Солисты Москвы» будут сидеть перед сценой, для чего мы снимем первые три ряда партера. Аналогичное решение возможно и на Основной сцене.
ЕК Странно, что в старом здании Малого нет ямы, ведь до революции там даже водевили ставили, где очень много музыки…
ДГ Более того, надо понимать, что Петр Ильич Чайковский писал музыку к «Снегурочке», к пьесе Александра Островского, поставленной тут, в Малом театре. И был свой оркестр, существовавший и позднее, в советское время. Теперь Юрий Мефодьевич оркестр восстановил, и я уверен, что это очень правильно и нужно.
ЕК 30 января в Башмет-центре намечена презентация нового диска композитора Александра Чайковского – автора, чье творчество постоянно присутствует в ваших фестивалях.
ДГ В последнее время Александр Владимирович с невероятным увлечением занимается записью своих камерных сочинений. Мы со своей стороны стараемся его в этом поддержать. На новом диске будут представлены его струнные квартеты, записанные на лейбле «Мелодия», в том числе Седьмой квартет. Так что, где, как не на фестивале Юрия Башмета, провести такую презентацию?
ЕК Буквально вслед, 1 февраля, в «Зарядье» будет показана полуконцертная версия «Волшебной флейты» Моцарта. Признаться, неожиданный выбор.
ДГ Мы с дирижером Юстусом Францем обсуждали, какое бы название из Моцарта взять. Он предложил «Волшебную флейту», и мы решили попробовать сделать свою версию – более компактную, понятную по драматургии, включив главные хиты: арию Царицы Ночи, песенку Папагено и так далее.
ЕК В вашей версии тоже есть всякие придумки, например, на сайте указан персонаж по имени Тео! Вы пригласили Теодора Курентзиса?
ДГ Нет-нет. Тео – это некий персонаж, которого играет замечательный актер Владимир Стеклов, кто-то вроде «черного человека» из фильма «Амадей» Милоша Формана. Он приглашает Моцарта (его играет Надежда Лумпова) поехать в путешествие, а в параллель создается опера, и композитор показывает гостю те номера, которые он только что создал.
ЕК А что мы увидим на сцене?
ДГ Отличную команду певцов: поют Богдан Волков, Нина Минасян, Николай Землянских, Эльмира Караханова и многие другие. Шьются костюмы – будет живой, надеюсь, интересный спектакль. Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра, уделяет этому проекту огромное внимание, за что мы ему все очень благодарны. А в качестве режиссера спектакля мы пригласили нашего стародавнего близкого друга Павла Сафонова, совместно с которым мы выпустили уже не один проект.
ЕК А насколько сценически разнообразным задуман спектакль-концерт «Шостакович. Шекспир. Гамлет», где постановщиком значится Марина Брусникина?
ДГ Будет мини-спектакль, насколько позволит сцена Большого зала консерватории. Мы готовим проекцию на экране, куда будут выводиться крупные планы главного героя в исполнении Евгения Миронова. Идея обращения к «Гамлету» принадлежит Башмету, он подталкивал Миронова сделать такую совместную композицию. Тот поначалу сомневался – ведь он уже участвовал в постановках Штайна, Лепажа. И для него новое обращение к «Гамлету» – всякий раз вызов.
ЕК 12 февраля – традиционное гала-закрытие, с участием третьего вашего коллектива – Всероссийского юношеского оркестра, отмечающего, кстати, свое 10-летие!
ДГ Мы специально приглашаем юношеский оркестр именно на последний концерт, с тем чтобы ребята потом сразу летели в Сочи, на наш следующий фестиваль. Коллектив собирается сессионно, и мы учитываем, что в январе школьники и студенты сдают экзамены, зато в феврале у них целый месяц, который они посвящают оркестровой работе. В Сочи обычно у них четыре, а в этом году, возможно, пять программ. А в Москве с ними выступят любимица российской публики скрипачка Клара-Джуми Кан, валторнист Радован Влаткович и тенор Богдан Волков.
ЕК Дима, у вас с Юрием Абрамовичем Башметом очень нескучная жизнь: не успевает один фестиваль закончиться, как подкатывает следующий, и все в разных географических точках… Вы не устаете от такого бешеного графика?
ДГ Этот вопрос нам часто задают. Конечно, физически устаем, это нормально. Но зато испытываем невероятную радость, когда творческие идеи воплощаются в жизнь, рождается новая музыка, выпускаются новые постановки. И жизнь – наша, и людей, которые приходят в концертные залы и театры, – меняется. Мы надеемся – меняется в лучшую сторону.