В декабре политолог из Гисена профессор Самуэль Зальцборн, комиссар Берлина по антисемитизму, представил перечень из 290 улиц, названия которых следует переименовать в связи с их «антисемитским следом». По его мнению, следует искоренить, например, имя композитора Рихарда Вагнера. Интендант Берлинской Комише Опер Барри Коски выступил в защиту классика. Интервью с ним на эту тему опубликовала Berliner Zeitung.
«Рихард Вагнер – один из самых значительных художников всех времен, и в этом нет ни малейших сомнений. Он равно велик, как и Бах. Он произвел революцию в музыке. В то же время, как человек он был невыносимым, а его произведения до сих пор кажутся очень сложными и противоречивыми. Именно это и делает его таким интересным. Меня влечет к Вагнеру подобно тому, как мотылек летит на огнь», – сказал режиссер.
Коски также отметил, что люди в современной Германии не должны заниматься составлением подобных перечней. “Я думаю, это ужасно, что кто-то составляет списки в Германии XXI века. Мы видели достаточно немецких списков в XX веке. Не только в нацистскую эпоху, но и в ГДР. В Германии XX века следовало бы ввести запрет на списки. Они опасны. В художественном, политическом и социальном плане. И этот список не является действительно научным, это дилетантская провокация”.
“В Зальцбурге есть Зал Карла Бёма. Когда зал получил это название, поднялся шум в связи с нацистским прошлым этого выдающегося австрийского дирижера. Вот почему теперь рядом с его именной биркой помещена вторая табличка – раскрывающая исторический контекст. Точно такую же табличку можно поместить на Рихард-Вагнер-Плац. Просто стирание имени никому не поможет и не спасет ни одной еврейской жизни. Представим, что господин Зальцборн преуспел: имя Вагнера стерто, вместо него улица именуется в честь Джакомо Мейербера. И нет уже ни диалога, ни спора о Вагнере. Я нахожу это очень проблематичным”, – резюмирует Коски.
Биографическая справка
Барри Коски родился в Мельбурне (Австралия). Внук еврейско-польского и еврейско-венгерского иммигрантов. Занимался по специальности фортепиано и изучал историю музыки в Мельбурнском университете, а затем занялся режиссурой. В 1996 году стал художественным руководителем Аделаидского фестиваля; с 2001 по 2005 год был содиректором Венского Шаушпильхауса. С сезона 2012/13 Коски занимает пост художественного руководителя Берлинской Комише Опер. Здесь, помимо прочего, он привлек к себе внимание, заново открыв оперетты Веймарской республики. По окончании сезона 2021/2022 Коски передаст руководство исполнительному директору Сюзанне Мозер и оперному директору Филиппу Брёкингу, при этом Коски останется директором театра с двумя постановками в год до 2027 года.