В первом концерте в новом году musicAeterna исполнит Реквием Форе и сюиту Сибелиуса

21.01.2022
В первом концерте в новом году musicAeterna исполнит Реквием Форе и сюиту Сибелиуса

В первой программе в новом году musicAeterna обращается к изысканной сдержанности и ясному мелодизму музыки конца XIX — начала XX века. Оркестр и хор под управлением Теодора Курентзиса исполнят самые известные произведения Габриеля Форе — Реквием и Павану для оркестра и хора, а также редко звучащую симфоническую сюиту Яна Сибелиуса «Пеллеас и Мелизанда» на текст пьесы Мориса Метерлинка. Специально для этой программы один из ведущих британских художников Мэт Коллишоу создал видеоарт. Результат коллаборации можно будет увидеть в России только один раз — на концерте 3 февраля в Зале Зарядье в Москве, который пройдет при поддержке генерального партнера musicAeterna — банка ВТБ. Оркестр и хор также представят новую программу в Санкт-Петербурге и Красноярске.

Форе начал писать Реквием в 1887-м, спустя два года после смерти отца и за несколько месяцев до кончины матери, но утверждал, что сочинял его «просто так — ради удовольствия», саму же смерть воспринимает как «счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход». Композитор исключил из Реквиема традиционный раздел Dies irae («День гнева») и на финальные строки этого текста написал одну из самых светлых частей произведения — Pie Jesu для сопрано соло. Впоследствии он не раз возвращался к этому сочинению, добавляя части и меняя инструментовку. MusicAeterna исполнит третью редакцию Реквиема, написанную для большого оркестра, хора, двух солистов и органа. Сольные партии споют греческое сопрано Фани Антонелу и молодой британский баритон Томас Моул.

Специально для Реквиема Форе в исполнении musicAeterna один из ведущих художников британского движения Young British Artists Мэт Коллишоу создал видеоарт. Проект зародился несколько лет назад. Мэт Коллишоу встретился с Теодором Курентзисом в Париже, где только что состоялась премьера проекта «Дау». «Это был необычный разговор, — говорит Коллишоу, — у меня сложилось впечатление, что Теодор не хотел, чтобы все было легко и просто. Он хотел глубины и некоторой меланхолии. Возможно, чего-то ужасающего, потому что тогда можно будет вернуться к истинной силе Форе».

Результат коллаборации впервые был представлен в Баден-Бадене в декабре прошлого года, в России его можно будет увидеть в Москве, на концерте в Зале 3арядье, 3 февраля. Накануне концерта, 2 февраля, главный хормейстер хора musicAeterna Виталий Полонский расскажет о партитуре Реквиема Форе в рамках просветительского проекта «Что я слышу?». Участники встречи проанализируют структуру текста, выяснят, чем Реквием Форе отличается от других образцов жанра, познакомятся с основными мелодическими линиями этого сочинения. Встреча пройдет в зале Международного союза музыкальных деятелей. Начало в 19:30. Регистрация — на сайте musicAeterna.org. Генеральным партнером концерта и образовательной программы musicAeterna выступает банк ВТБ.

Кроме Реквиема Форе musicAeterna исполнит его Павану для оркестра и хора и симфоническую сюиту «Пеллеас и Мелизанда» Яна Сибелиуса. На рубеже XIX–XX веков Европа горячо увлекалась символистской литературой и поэзией, и пьеса Метерлинка, полная зыбких чувств и подавленных страстей, была востребована в театрах самых разных стран. Музыку на этот текст писали Форе, Шёнберг и Дебюсси. Версия Сибелиуса (1905) — крупнейшего представителя финской композиторской школы —поэтичная, меланхоличная, нордически сдержанная.

1 февраля оркестр и хор представят программу в Санкт-Петербурге, 5 февраля выступят в Красноярске в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», которую поддерживает Министерство культуры Российской Федерации.