Концерт для кавалергарда со временем События

Концерт для кавалергарда со временем

К 95-летию со дня рождения Исаака Шварца

Автор музыки к 35 спектаклям (в том числе к постановкам Георгия Товстоногова и в частности – к  «Не склонившим головы» с Павлом Луспекаевым) и почти полутора сотням фильмов (среди них картины Ивана Пырьева, Акиры Куросавы, Алексея Германа, Бориса Токарева, Родиона Нахапетова, Владимира Мотыля, Сергея Соловьева), двух балетов («В стране чудес» и «Накануне»), квартетов, симфонических увертюр (среди них оттепельная «Молодежная»), Скрипичного концерта и Концерта для оркестра «Желтые звезды» («Пуримшпиль в гетто» памяти Рауля Валленберга), кантаты «Дума о Родине» и баллады для баритона с оркестром «Солдат и вьюга» на стихи своего друга Михаила Светлова, лауреат Госпремии, нескольких «Ник» и одного «Оскара», Исаак Шварц к музыковедческим трудам о своем творчестве относился с «насмешливой унылостью».

 

Так и мы не станем давать к ней повод.

Отметим только изумительную естественность и грацию ритмического устройства его пылко-сдержанных мелодий и, пожалуй, еще «почти свиридовскую мощь и моцартовскую легкость», тем более, что автор этих специальных аналогий – не ученый-музыковед, а режиссер Сергей Соловьев, в соавторстве с которым сделано множество фильмов, в том числе дебютный соловьевский «Егор Булычев», «Станционный смотритель», «Чужая Белая и Рябой» и другие. Но, наверное, самая известная киномузыка Шварца написана к фильмам Мотыля на стихи Окуджавы.

«…Нас связывала общность судеб: мы оба потеряли отцов – их расстреляли», – рассказывал Шварц. Но было еще кое-что – Окуджаву и Шварца объединяли образованность, вкус, такт и бережное, утонченно поэтическое внимание к тексту, кадру, воздуху, звучанию. Вот это окуджавовское «каждый пишет, как он дышит» – или ощущение мелодии, как будто она не просто возникла сама собой, но случайно возникла у самого тебя как слушателя, – очень узнаваемое свойство звуков Шварца:

«Его интуиция, его способность проникать в замысел режиссера мне всегда казались гениальными. Интуиция эта была настолько богатой и безошибочной, что мне не нужно было много слов, – говорил Мотыль, – Исаак Шварц был гениален. Он мог вдруг ошеломить музыкой лирической, трогательной – как раз в той сцене фильма, которая, мне казалось, должна звучать напряженно и драматично. И он всегда оказывался прав. Он побеждал мою мечту, потому что драматическая сцена в сочетании с лирикой музыки становилась открытием и для меня самого».

С Сергеем Соловьевым

Монологическая откровенность шварцевских мелодий, их чуть страстный, чуть ироничный характер (такой еще бывает у клезмерской музыки) умели быть ненавязчиво полифоничны – как в оркестровках, так и во взаимодействии с театральным или кино-сюжетом, его характерами, композицией.

Шварц в музыке был очарователен, но техничен, утверждал, как известно, что сделает «любую замороченную оркестровку», но больше ценит простоту мелодии. Карьера Шварца – воплощенные отношения советского академизма с сопутствующей современностью: ведь, с одной стороны, ну какой может быть серьезный композитор, если он не пишет большую музыку (когда статусы подтверждаются, прежде всего, академической практикой), с другой – ну какой может быть хороший композитор, если он не сочиняет мелодии (когда они же подтверждаются государственной (читай: народной) любовью).

Шварц – счастливый и довольно редкий для советского времени случай непротиворечивости официального и человеческого признания, хотя были и другие. Еще одно сочетание, характерное для музыки Шварца, – интимность интонации и обаяние, дар массовости, способность идти во всех смыслах большим экраном.

В этом он сам, и в особенности в тандеме с Соловьевым, – близкий художественный родственник Нино Роты в партнерстве с Федерико Феллини. Даже особенная свобода танцевальности, инкрустированной в вокальность, вот эти все пунктирность ритмов, репетитивность мелких длительностей, певучие то вальсовые, то тарантелльные кружева – их объединяют.

С Булатом Окуджавой

Шварц объявлял главным своим свойством – сентиментальность. И тут не поспоришь, но это была сентиментальность какого-то очень деликатного, при всей открытости, даже изящного свойства. Такая, которая спасала собой даже несколько надрывные, как будто бульварные мелодрамы вроде «Мелодий белых ночей» с их душераздирающей закадровой социальной трагикой.

За это и не только за это Окуджава, иногда немножко пользуясь шварцевскими мелодиями или только их разговорной вдохновенностью, посвятил ему свое «Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел. Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел». Шварц тем временем совершенно не играл на скрипке, но в чем-то жил как летел. Был любим публикой и друзьями, от должностей, властей и статусов на деле держался на расстоянии. Даже географически – селился поодаль: то вынужденно, когда после ареста отца был выслан с мамой в Киргизию, то самовольно, когда в 60-е построил маленький дом на станции Сиверская недалеко от Гатчины (там сейчас его дом-музей).

Его называли «отшельником», но никак не затворником. Об остром уме, чувстве юмора, обаянии и простоте в общении рассказывают все, кто с ним был знаком. Его музыка тоже запросто устраивалась на грани простоты и возвышенности, обыденности и благородства. Собственно, два его самых знаменитых кинороманса – «Песенка кавалергарда» и  «Ваше благородие» – удивительным образом об этом сочетании и вообще об одном и том же. О просторечности судьбы и аристократизме духа. И в этом смысле между Верещагиным и Пестелем, таможенником и декабристом (да и в каком-то смысле, самим Шварцем), как в целом между представлениями о декабристах, дилетантах и о самих себе в среде советской интеллигенции – нет никакой существенной разницы.

Идеологически и художественно Шварц, как многие люди оттепели, был как бы параллелен советской власти. Но звучал при этом неотъемлемым, неприлично искренним, очень настоящим голосом своего времени.

Его музыка остается признанной в старом кино и на современных концертных сценах, хоть и по большей части камерных. Например, в программах ответственного за изысканно концертную судьбу всей киномузыки пианиста Алексея Гориболя. После Десятникова и Таривердиева Шварц – его третья (не по значению, но по хронологии) любовь.

А большие, не прикладные сочинения Шварца, хоть их и немного, почти не исполняются (из последнего – исполнения «Желтых звезд»  РНО и затем НФОР со Спиваковым). Потому что для больших партитур и жанров нужны большие, статусные исполнители (как, например, Гергиев для Щедрина). Но их нет, музыка не звучит, и поэтому совершенно невозможно сказать, осталась ли она далеко в своем времени. А если даже да, то, что именно и какими словами она могла бы рассказать о нем времени сегодняшнему. Пока не зазвучит, мы этого не узнаем. Впрочем, и музыка кино, а в ней все ее трепетно-хрустальные романсы, интермеццо, симфонические прелюдии, даже один неофициальный фортепианный концерт в роли саундтрека – говорит более чем достаточно.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»

АЛЕКСЕЙ ГОРИБОЛЬ,

заслуженный артист России

Первое сцепление с музыкой Исаака Шварца произошло в 12 лет, когда я увидел «Станционного смотрителя» режиссера Сергея Соловьева, где мой дядя, актер Николай Пастухов сыграл центральную роль. Там был абсолютно гениальный саундтрек, с потрясающей лирической темой у солирующего рояля, поразившей мое воображение. Она тут же врезалась в сознание и в пальцы – я подобрал ее по слуху и стал играть на всех переменах в Гнесинской школе. Более того, этой музыкой заканчивался мой выпускной вечер – мы с классом ставили спектакль, где в финале использовали эту мелодию. Поэтому для меня Шварц изначально, конечно, выдающийся кинокомпозитор, автор любимых песен и романсов, которые я теперь включаю в свои программы и не только. Уже на подходе выход диска на лейбле «Мелодия», где мною записаны и четыре романса на стихи Пушкина из «Станционного смотрителя», и менее известные опусы, например, «Как над горячею золой» на стихи Ф.Тютчева.

Шварц сам был не менее даровитым пианистом, в саундтреках он постоянно использовал рояль – и соло, и с оркестром.  «Сто дней после детства», «Спасатели», «Мелодии белой ночи», «Чужая Белая и Рябой» – я сознательно перечислил фильмы именно Сергея Соловьева, потому что у них сложился удивительный тандем, сопоставимый, скажем, с союзом Федерико Феллини и Нино Роты.

Так что для меня Исаак Иосифович – прежде всего создатель симфонических саундтреков, а потом уже – автор легендарных песен, которые нам хорошо знакомы:  «Ваше благородие» из фильма «Белое солнце пустыни», «Кавалергарда век недолог» из «Звезды пленительного счастья», «Эта женщина в окне»  из «Законного брака» и другие шедевры.

Когда я играю его вещи, то понимаю, что это разговор с Шуманом, с Шопеном, Шубертом, Малером: они его корреспонденты. И та удивительная красота его музыки, которой мы восхищаемся – она оттуда. Поразительно, что Исаак Иосифович писал свои ноктюрны, анданте в то время, когда главенствовал авангард, усложненные звучания, усложненные техники. Но он оставался хранителем основы музыки – мелодии.

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ

народный артист СССР, президент Московского международного Дома музыки, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России

«Желтые звезды» посвящены памяти Рауля Валленберга – человека, который искал нацистов в Америке, с тем, чтобы их постигла заслуженная кара. Когда мы говорим: «Не судите, да не судимы будете» – это евангельское понятие. Когда мы говорим: «Око за око, зуб за зуб» – это библейское понятие, что означает, что не должно быть мести, а если кара, то заслуженная.

Впервые я сыграл эту партитуру с РНО. Потом, когда образовался Национальный филармонический оркестр, нас пригласили в Прагу, где было большое событие – 60-летие освобождения советскими войсками Освенцима. Концерт происходил в присутствии президента Чехии, глав государств, бывших узников, тех, кто остался в живых – из Освенцима и других концентрационных лагерей. Для меня это событие связано с личной темой – всю родню по линии матери увезли в Освенцим, поэтому я не мог оставаться равнодушным. В такой обстановке мы сыграли «Желтые звезды» – на огромном эмоциональном подъеме, буквально со слезами на глазах. Даже военные, сидевшие в зале, плакали.  После этого Исаак Иосифович Шварц сказал: «Это должно быть посвящено вам».

Я был знаком с Исааком Шварцем еще и раньше, по Ленинграду, любил фильмы с его музыкой, бывал на спектаклях Георгия Товстоногова в БДТ – он сотрудничал с ним тоже.

В последние годы он жил под Ленинградом, на станции Сиверская – жил очень скромно, будучи, прежде всего, служителем музыки. Говорил, что «мои мелодии, как рой пчел,  вьются у меня в голове».