Концерт «Мендельсон на исторических инструментах» состоится в ДК «Рассвет» 22 февраля 2022 года. В этот вечер выдающиеся музыканты исполнят произведения Феликса Мендельсона на инструментах первой половины XIX века. Айлен Притчин (скрипка) и Александр Рудин (виолончель) будут играть на жильных струнах, а Дмитрий Аблогин – на историческом рояле Erard 1848 года, восстановленном Алексеем Ставицким и предоставленном Музеем-мастерской фортепиано Алексея Ставицкого (г. Рыбинск).
В программе концерта «Мендельсон на исторических инструментах» будут исполнены произведения зрелого и позднего периода творчества композитора. Зрители услышат Сонату для виолончели и фортепиано си-бемоль мажор, op. 45 и Сонату для скрипки и фортепиано фа мажор (1838). В концерте также прозвучат четыре песни без слов для фортепиано и Трио до минор для фортепиано, скрипки и виолончели, op. 66.
«Это будет уникальный концерт, – говорит организатор мероприятия, руководитель продюсерского агентства GebgArt Production Ольга Гебгарт. – Услышать Мендельсона на историческом рояле и жильных струнах в исполнении лучших музыкантов! Окунуться в эпоху XIX века! Для этого мы создадим невероятную камерную атмосферу в замечательном современном зале «Рассвет», украсим зал свечами и представим публике сочинения великого композитора в подлинном виде, как их могли слышать его современники. Такое событие пропустить нельзя».
Обе сонаты, которые будут исполнены на концерте «Мендельсон на исторических инструментах», сочинены композитором в конце 30-х годов XIX века. Это было время, когда Мендельсон женился на юной красавице Сесиль Жанрено и наслаждался первыми годами семейной жизни. За несколько лет до этого он занял пост капельмейстера в лейпцигском Гевандхаузе, а к концу 30-х он уже был одним из самых известных композиторов Европы. Мендельсон много путешествовал, ежегодно выступал в Англии, был дружен с королевской семьей.
Трио до минор относится к позднему периоду, Мендельсон сочинил его в 1845 году, за два года до смерти. В трио появляются гармонические сочетания, предвосхищающие Брамса и поздних романтиков.
«Характер этого сочинения более мрачный, серьезный, но в нем по-прежнему чувствуется неуемная энергия и страстность композитора, – отмечает Дмитрий Аблогин. – Мастерство Мендельсона в полифонии и контрапункте достигает своей вершины в этом сочинении. В финальной части он цитирует хорал Vor deinen Thron tret’ ich hiermit («Вот предстаю я пред престолом Твоим»). Музыка на текст хорала считается последним сочинением Баха, написанным на смертном одре».
Музыкант предполагает, что в выборе этого хорала отразилось и предчувствие Мендельсоном его близкой кончины в возрасте 38 лет.
«Феликс Мендельсон – это Моцарт XIX столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», – так писал про Мендельсона его друг, современник и коллега Роберт Шуман.
С Моцартом роднит Мендельсона и удивительная ранняя гениальность. Маленьким ребенком он поражал слушателей законченностью своих творений и виртуозностью игры на фортепиано и скрипке.
«Его с упоением и восхищением слушал Гёте. Его произведения продолжают изумлять публику и в XXI веке, – отмечают организаторы концерта. – Всем известно, что Мендельсон заново открыл широкой публике Баха, но мало кто помнит, что ему было всего лишь 20, когда он подготовил к постановке и продирижировал полузабытой ораторией “Страсти по Матфею”».